Газеты и журналы — это товары импульсного спроса, что называется: «Зашел — увидел — купил». Проблема в том, что и в Москве, и в регионах с каждым годом становится все меньше точек, куда, собственно, можно зайти и купить. Столица за последний год несколько раз меняла планы развития газетных киосков, однако итоговый документ до сих пор не принят. Но и без него очевидно, что кольцо вокруг дистрибьютеров прессы сжимается.

Буквально на днях стало известно, что московские власти собираются начать сдавать газетные киоски по рыночной цене. Сейчас в городе около трех тысяч киосков печати, примерно треть из них — нерентабельны. Договоры большинства из них заканчиваются в августе, и продлевать их с распространителями столичная мэрия не намерена. Власти планируют реформировать сеть киосков, заменив их на современные, европейского типа. А после начать сдавать эти площади по рыночным ценам. На рынке паника — эксперты утверждают, что если это произойдет, 80% киоскеров будут вынуждены уйти с рынка. Возможно, уже совсем скоро мест, где можно будет купить свежий журнал или газету, в Москве почти не останется. В регионах ситуация не многим лучше. В целом в России с 2008 г. закрылось почти 12 000 киосков — теперь их только чуть более 30 000. Тогда же начали сокращаться и тиражи периодики — в среднем на 7% ежегодно. Нельзя сказать, что такой тренд — результат чьих-то злых козней. Основная проблема продавцов бумажной прессы во все возрастающей конкуренции со стороны электронных СМИ — читательские потоки не то, чтобы иссякают, они просто переориентируются. Есть еще одна «головная боль» распространителей — довольно низкая рентабельность. Основной спрос приходится на прессу низкой и средней ценовых категорий, то есть на издания до 100 рублей. Распространители переориентируются также, как и потребители — на прошлом неделе прошло сообщение о том, что «Медиа Дистрибьюшен» начала поставки прессы в 11 супермаркетов сети «Азбука вкуса», но такие маневры вряд ли решат проблемы сегмента.

Казалось бы, приобретать в данных условиях франшизу на этом непростом рынке — не слишком разумная идея. Попытки развернуть франчайзинговую деятельность на этом «минном поле» уже были, однако успехом они не увенчались. Выход финской медиагруппы Sanoma на российский рынок распространения прессы в 2011 году обернулся для холдинга убытком в €3,6 млн. Французская компания Lagardere 5 лет назад также отказалась от дистрибьютерского бизнеса в России, объяснив, что риски слишком высоки.

Прошлым летом «Коммерсантъ» писал о том, что на российских вокзалах вот-вот появятся франчайзинговые магазины британской сети WHSmit, став при этом главным конкурентом ООО АРП «Гудок» (аффилировано с ОАО «РЖД»), также продающим журналы и книги на вокзалах. Однако, "засилья" киосков под этим известным английским брендом у нас пока не наблюдается. Точно известно, что они есть на Павелецком вокзале, в аэропорту Домодедово. Киоски WHSmit были также замечены в Сочи. Не густо для такого серьезного бренда.

С другой стороны, спрос на печатную продукцию падает вовсе не такими темпами, как сокращается и, видимо, будет сокращаться количество киосков и прочих точек по продаже периодических изданий. Так что, возможно, сейчас самое время присмотреть себе франшизу в этом сегменте. Говоря об «этом сегменте», не стоит думать, что продажа прессы, что называется, в «чистом виде» — перспективный вариант. Самые умные участники рынка уже давно поняли, что для успешного развития необходимо комбинировать форматы. Например, к довольно обширной линейке изданий добавить не только продуктовый ассортимент, но и дать возможность покупателям выпить чашку кофе, съесть хот-дог или пончик. По этому пути решила пойти компания «ПрессХаус», развивающая франчайзинговую сеть минимаркетов под названием «Хорошие новости».

 

Наш портал расспросил о преимуществах такого комбинированного формата и о трудностях на пути его освоения директора по франчайзингу «Хороших новостей» Евгения Тузина, а также самого крупного франчайзи компании Валентина Рудницкого. Валентин — генеральный директор уже 9-ти франчайзинговых минимаркетов «Хорошие новости», 10-й — в процессе запуска. До конца 2014 года планируется открытие еще 3-4 новых точек.

Про то, как выбирали

«Мы рассматривали несколько франшиз: магазин мыла и косметики ручной работы, магазин свежего хлеба и молочных продуктов и продуктовый минимаркет, — рассказывает Валентин. — После анализа предложений стало ясно, что при одинаковых инвестициях мы получаем следующее:

в 1-м варианте — один красивый магазин с хорошим ремонтом, хорошей мебелью и большим запасом мыла и косметики, но на этом роль компании-франчайзера и заканчивается до следующей закупки мыла;

во 2-м варианте — мы получаем дорогую аренду в суперпроходном месте (возле метро) и сложности в работе с продавцами и скоропортящейся продукцией, т.к. бизнес построен на высокой оборачиваемости элитных продовольственных товаров. Плюс сразу стало понятно, что мы будем сильно зависеть от умения продавца уговорить покупателя купить качественную, но дорогую молочную продукцию, что вместе с размером арендой платы делает бизнес очень рискованным;

в 3-м варианте — возможность открыть 2-3 минимаркета, при этом есть надежда, что 1 или 2 из них точно сработают, тогда в случае неудачи потери будут минимальными.

В общем, мы остановили свой выбор на третьем варианте, то есть на франшизе сети "Хорошие новости". Решившись на эти инвестиции, мы, можно сказать, не имели опыта работы с продуктами питания и прессой. Система работы такой торговой точки оказалась весьма сложным механизмом, некоторые части которого вызывали восхищение, другие не сразу стали понятны и осваивались постепенно.

Мы купили франшизу осенью 2011 года, в том же году был открыт наш первый торговый модуль в бизнес центре «9Акров». В следующем году мы активно открывали новые торговые точки. 2013 год ознаменовался тем, что в некоторых бизнес центрах мы «расширились», были увеличены торговые площади магазинов, работа на торговом модуле и обслуживание покупателей стало удобнее. К имеющемуся ассортименту продуктов был добавлен ассортимент свежеприготовленных напитков: итальянский кофе, чай, коктейли, в некоторых магазинах появилась свежая выпечка».

Про трудности на первых порах

«Поначалу большим минусом было отсутствие матрицы заказа товаров и продуктов для открытия нового торгового модуля, — продолжает Валентин. — С печатной продукцией проблем не было, тут мы просто указывали количество стеллажей под прессу и получали поставки, заполнявшие данное оборудование до отказа журналами разнообразной тематики. А вот с заказом товаров и продуктов возникли проблемы: некоторая информация по поставщикам и продукции была нам выдана, но, как оказалось, в объеме совсем не достаточном для адекватного заполнения имеющегося торгового оборудования. На открытии первого магазина у нас было много прессы и мало продуктов, но уже в течение первого полугодия, эту проблему мы полностью решили.

На определенном этапе работы ассортимент продуктов предлагаемый «Хорошими Новостями» показался нам недостаточным, мы работали в условиях жесткой конкуренции, иногда эти условия требовали активного расширения ассортимента товаров и продуктов, поступали предложения от поставщиков о введении новых продуктов в матрицу, постепенно росло число поставщиков, да и закупочные цены постоянно росли. Все это требовало активной работы с базой сети через специалистов франчайзера. Проблема была в том, что, как нам показалось, специалисты компании не были мотивированы выполнять эту «дополнительную работу», не были готовы к таким темпам нашего роста. Начались взаимные упреки, попытки со стороны сотрудников ограничить нас в объеме расширения товарного списка, не возможно было оперативно решить вопросы по переоценке товаров. Вопрос решился после проведения переговоров между руководством компании франчайзера и франчайзи.

Непростые взаимоотношения головной компании со своими франчайзи на определенном этапе подтверждает и нынешний руководитель франчайзингового направления в компании «Хорошие Новости» Евгений Тузин.

«Когда я приступил к своим обязанностям, ряд проектов в компании был заморожен, было приостановлено открытие новых франчайзинговых объектов, — рассказывает он. — На тот период количество франчайзинговых магазинов составляло всего 12 объектов. Мне сразу стало очевидно, что система была ориентирована на получение максимального дохода с франчайзи, а это путь в никуда. Пришлось перестраивать почти все процессы. Удалось сделать так, чтобы услуги для партнеров-франчайзи на этапе открытия торговых точек стали оказываться в большем объеме и на бесплатной основе. В итоге всех оставшихся франчайзи удалось удержать и, более того, развить. Каждый из них планирует открытие как минимум одного магазина в течение 2014 года. Начался и приток новых франчайзи. Например, на данный момент полным ходом идет процесс открытия минимаркетов во Владивостоке, Уфе и Перми.

Про преимущества и недостатки

«На наш взгляд, — продолжает Валентин Рудницкий, — первым преимуществом являются относительно небольшие инвестиции для запуска проекта.

Вторым пунктом можно отметить большие наработки компании франчайзера в области анализа рынка: расчет предполагаемой доходности открываемой точки учитывает такие факторы как проходимость, количество сотрудников бизнес центра, наличие конкурентов и т.п. и делается на основе анализа открытия и работы более 100 собственных магазинов. Еще есть возможность обучения новых сотрудников на базе учебного класса.

Из недостатков я бы назвал вот что:

1. Высокая конкуренция.

2. Проблема с наймом и работой сотрудников: на сегодня должность продавца является очень востребованной, но соискатели часто являются необязательными и непунктуальными. Зная о востребованности на рынке, они готовы к увольнению буквально в любую минуту.

3. И главное, надо помнить, что бизнес, открытый по данной франшизе, НЕ БУДЕТ РАБОТАТЬ САМ ПО СЕБЕ! Работа минимаркетов требует постоянного внимания во всех направлениях деятельности, а этих направлений много».

Про отношения с арендодателями

«Как правило, арендаторы лояльно относятся к нашему бренду, наши магазины сразу вписываются и дополняют инфраструктуру бизнес центра, — говорит Валентин. — Минимаркеты отлично смотрятся в бизнес-центрах любого класса. Как правило, мы «входим» в бизнес центр на этапе его открытия или начала освоения зоны ритейла, здесь есть свои «подводные камни». Иногда арендодатели, в погоне за прибылью, сдают другие свои помещения арендаторам с конкурирующим направлением бизнеса. В такой ситуации мы вынуждены искать дополнительные возможности получения дохода (например, именно так появилась мысль начать продавать кофе, который посетители могли бы выпить прямо в магазине). В этом нам активно помогает компания-франчайзер.

«Помогаем, как можем, мы же в этом заинтересованы», — подтверждает директор по франчайзингу «Хороших новостей». — «Как и для любой розницы, место для нас имеет огромное значение. Конечно же, мы стараемся открывать торговые объекты в зонах с большим трафиком. Основные направления поиска новых площадей — это транспортные узлы (аэропорты, вокзалы и пр.), бизнес-центры, торговые центры. Мы имеем преимущество перед арендодателями: торгуем прессой, а конкуренты — нет. Для многих арендодателей это важно».

Про новые форматы

«Если говорить о развитии сети в целом (и франчайзинговой и собственной), то планов — очень много», — продолжает Евгений Тузин. — В этом году мы запускаем собственную торговую марку, пробуем себя в новых форматах, активно внедряем в наших торговых модулях сервисы по доставке товаров, выдаче заказов интернет-магазинов, денежных переводов и прочих услуг.

В прошлом году запустили новый формат «Пресс-кафе». От стандартного минимаркета прессы он отличается смещением акцентов в ассортиментной матрице в сторону «Общепита». Это и всевозможные готовые блюда, и свежая выпечка, и разнообразные бутерброды, хот-доги, гамбургеры. Кроме того, в этих торговых модулях варят кофе на профессиональных итальянских кофе-машинах. Наши покупатели оценили это сразу и теперь проводят гораздо больше времени в наших магазинах, читая любимую газету или журнал за чашечкой капучино или латте. Подчеркну, что важной особенностью формата является наличие посадочных мест в торговом объекте».

«В целом, формат востребован, поэтому будет развиваться и дальше, добавляет Валентин Рудницкий. — Формат минимаркета, совмещенный с кафе, лично я считаю весьма удачным. Возможно, именно такой формат выйдет на пешеходные улицы нашего города».

Так может и не стоит грустить о привычных газетных киосках из советского детства, если на их место придут небольшие уютные магазинчики, в которых и газету свежую можно будет купить, и печенье в офис прихватить, да еще и на дорожку кофе выпить. Такие точки есть на любой европейской улице, а вот Москве, да и другим российским городам их явно не хватает. Понимают ли это городские власти, будут ли у малых предпринимателей хоть какие-то льготы на подъем такого рода проектов — пока вопрос. Ясно только одно: любой город, большой и не очень, от появления таких мест только выиграет. А значит, выиграют и потребители, то есть мы с вами.