Жизнь в окружении внешних врагов, какой она представляется руководителям нашей страны, уже превратила российский бюджет в военно-полицейский. Буквально на наших глазах идет переход к социальной политике мобилизационного типа. Ее важнейший принцип — разделение россиян на привилегированную группу будущих избирателей Владимира Путина и всех остальных, которые будут вынуждены оплачивать растущие счета правительства.
Еще до украинских событий стало очевидно, что российская экономика стопорится всерьез и надолго. А украинский кризис ускорит движение вниз — из России бегут капиталы и иностранные инвесторы, да и отечественный бизнес сворачивает свои планы. Это значит, что у правительства все меньше денег: компании мало зарабатывают и меньше платят налогов в бюджет. К тому же рынок труда массово уходит в тень, не выдерживая давления со стороны государства и переставая платить налоги в принципе. Казне не хватает ресурсов даже на выполнение главных обещаний Путина по повышению пенсий и радикальному росту зарплат бюджетникам — регионы в долгах.
Но и те ресурсы, которые еще есть, в приоритетном порядке идут на увеличение расходов на оборону, военно-промышленный комплекс и правоохранительные органы. Наш бюджет на самом деле давно уже оборонно-полицейский, а не социальный: расходы на оборону за четыре года увеличились на 80%, на МВД и спецслужбы — на 50%.
В этих условиях, похоже, было принято негласное решение снижать расходы на социальную политику. Но делать это очень выборочно, повышая уровень благосостояния одних групп населения за счет других. Ведь в 2016 году пройдут выборы в Госдуму, а в 2018 году — выборы президента.
Разделяй и властвуй
Кто попал в привилегированное положение? У нас есть две группы «неприкасаемых» людей, которые составляют значительную часть электората, — пенсионеры и бюджетники.
Пенсионеры — это почти 40 млн человек, значительная часть избирателей. Поэтому расходы на пенсии сохраняются и проводится их индексация. Вторая «священная корова» — это зарплаты 15 млн бюджетников. У врачей и учителей еще в начале 2012 года зарплата была на 20—40% ниже, чем средняя по региону, а Путин обещал, что этот разрыв будет ликвидирован. Эта статья расходов точно сохранится. Еще есть работники ВПК, вроде Уралвагонзавода, которые получают сейчас колоссальные заказы за счет бюджета. Прибавим к ним военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Все они вместе — значительная часть электората, которая в социальном плане будет в ближайшие годы защищена.
Перечисленным гражданам как будущим избирателям Путина будут из последних сил деньги платить и зарплаты повышать, чтобы даже при ухудшении экономической ситуации благополучно пройти выборы.
Вопрос, за счет кого это будет сделано?
Расплачиваться за это будет другая половина нашего населения, которая не зависит от государства напрямую. Им придется столкнуться с существенным снижением доходов, ухудшением доступности образования и здравоохранения. Они в социальном плане в ближайшие годы будут сильно ущемлены.
Тем, кто работает в частном секторе, придется больше, чем раньше, платить за обучение детей в школах и вузах, именно они в первую очередь будут выходить на рынок труда в качестве безработных, у них будут снижаться зарплаты (поскольку они прямо зависят от экономической ситуации). Например, в здравоохранении уже несколько лет идет замещение бесплатных услуг платными, в том числе через официальные платежи. Эту нагрузку будут нести именно те группы граждан, которые к государству не имеют отношения.
Это люди, которые не подпадают под крыло государства как работодателя и не работают в «Газпроме» или «Роснефти», потому что у этих компаний как у монополистов по-прежнему все в порядке. Речь идет о сотрудниках частных предприятий — и крупных, и средних, и малых.
Там ситуация начинает ощутимо ухудшаться: во многих отраслях происходит снижение объемов производства. По результатам первого квартала 2014 года прибыль предприятий уменьшилась на 30% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Не за горами существенное сокращение зарплат и увольнения. При этом премьер Дмитрий Медведев заявил, что теперь государство не будет искусственно сохранять неэффективные рабочие места, как было в ходе кризиса 2008—2010 годов, что означает значительный рост безработицы.
Чьи пояса затянут туже
Важно, что не все связанные с государством работники застрахованы от надвигающихся проблем. Ведь правительству нужно сократить социальные расходы, но так, чтобы это не было заметно. В сфере образования уже идут увольнения и сокращения. Учителей как таковых не увольняют, но все люди, которые были совместителями, а также логопеды, психологи, те, кто занимался внешкольными мероприятиями, сокращаются по полной программе. Это нужно для того, чтобы остальным повысить зарплату до обещанного Путиным уровня.
Такое же сокращение идет в системе здравоохранения. Происходит «оптимизация» учреждений — массово закрываются мелкие больницы, особенно в небольших городах и поселках. Идет сокращение людей, которые выполняют какие-то дополнительные функции. Львиная доля социальных расходов из местных бюджетов идет на зарплаты — не остается денег ни на ремонты, ни на приобретение оборудования, ни на питание и лекарства. Это снижает доступность и качество бесплатных социальных услуг, но зарплату остающимся бюджетникам повышают любой ценой, чтобы отчитаться наверх.
Затягивание поясов, если не сказать обдираловка, скорее всего, ждет российский бизнес. Недаром Путин призывает возвращать капиталы и проводит деофшоризацию. В принципе это очень хорошая идея, но, к сожалению, в наших условиях она сводится к тому, что «вы, пожалуйста, приносите сюда деньги, а я, Владимир Владимирович Путин, лично найду, как ими распорядиться».
Социальные поручения бизнесу вроде Олимпиады были и раньше, но сейчас эта практика будет расширена: как только будет возникать какая-то социальная проблема, сразу встанет вопрос к предпринимателям поделиться частью своего состояния в пользу россиян. А россияне будут дружно аплодировать президенту — беднеющему населению очень понравится «экспроприация экспроприаторов».
Думаю, нас ждет насильственное изъятие значительной части материального благосостояния высоко- и среднедоходных групп российского населения и через налоговую систему: введение прогрессивной шкалы подоходного налога, увеличение страховых взносов в Пенсионный фонд, резкое повышение налогов на недвижимость и автомобили. Власти будут объяснять это тем, что «мы окружены врагами, поэтому надо затянуть пояса» и «делиться надо».
Это будет еще большим ударом по экономике, в результате в казну будет поступать еще меньше налогов, чем сейчас, а бизнес будет уходить в тень. В среднесрочном и тем более в долгосрочном плане это приведет к дальнейшему ухудшению ситуации по всем фронтам.
Пропаганда выручит
Ясно, что такая «социальная политика» потребует мощной пропагандисткой поддержки. Потому что власти понимают: разделение общества на две группы — привилегированную и ту, которая должна за нее платить, — станет миной замедленного действия и уже через несколько лет может привести к социальному взрыву. Причем не столько в Москве и Санкт-Петербурге, сколько в региональных центрах и крупных городах, где еще сохранились островки предпринимательской активности.
Сложившаяся сейчас ситуация вокруг Украины, международные санкции против России очень помогают наладить эту пропаганду. Сейчас легко убедить людей в том, что ухудшение социального положения и затягивание поясов делается ради спасения России. Логика такова: «Мы окружены врагами и почти в состоянии войны, а ради высокой духовной цели возвращения величия России надо чем-то жертвовать в материальном плане». К тому же и ухудшение экономической ситуации можно легко объяснить внешними обстоятельствами и происками врагов.
Эта идея уже проникла в сознание россиян. По сути, в нашей стране рождается новый общественный договор. Раньше это была политическая апатия в обмен на рост благосостояния, а теперь затягивание поясов в обмен на величие России. Это, видимо, дает Владимиру Путину надежду воспользоваться патриотическим настроением людей для снижения социального напряжения.
Но надо помнить, что если внешнеполитическая ситуация будет развиваться, как сейчас, то экономическая деградация и сопутствующие ей социальные проблемы будут нарастать гораздо быстрее, чем казалось, и через несколько лет уже никакая пропаганда не спасет.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/