Совет при президенте по правам человека предпримет еще одну попытку «нейтрализовать» статью о клевете. Государственные органы против

Анастасия Корня

В ближайшее время Совет при президенте по правам человека (СПЧ) выступит с новыми предложениями по изменению законов, препятствующих деятельности журналистов. Об этом рассказал «Ведомостям» председатель СПЧ Михаил Федотов после того, как стало известно: государственно-правовое управление президента России не поддерживает рекомендации СПЧ о мерах, направленных на повышение безопасности журналистов.

Предложения были подготовлены по поручению президента в прошлом году, речь шла о необходимости усиления уголовной ответственности за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов и повторной декриминализации статьи «клевета» (по инициативе предыдущего президента Дмитрия Медведева этот состав был переведен в разряд административных правонарушений, однако впоследствии его вернули в УК). Предлагалось также обязать руководителей органов госвласти в течение двух недель отвечать на критические публикации в СМИ.

Как следует из ответа помощника президента Ларисы Брычевой (копия есть у «Ведомостей»), такая инициатива не может быть поддержана: уголовная ответственность за клевету введена менее года назад, поэтому любые изменения в статью 128.1 возможны только после того, как будет выработана практика ее применения и проведен соответствующий анализ. Не следует «неоправданно» расширять и сферу применения статьи 144 УК (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов), считают в государственно-правовом управлении, — в противном случае преступлением может стать, например, немотивированный отказ в предоставлении информации. Не нашло поддержки и предложение о том, чтобы власти отчитывались о реакции на критические выступления. «Само понятие “критический материал” носит весьма оценочный характер, — говорится в отзыве. — Газета, например, пишет, что снег на улицах города убирается плохо, городская администрация ей отвечает, что снег убирается хорошо. Какова польза от такой переписки, непонятно».

Но дискуссия еще не закончена, полагает Федотов: «Мы считаем, что поручение президента не выполнено, следовательно, нужно продолжить работу. Сейчас совет готовит новые предложения, и уже в ближайшее время они могут быть представлены вниманию партнеров по дискуссии. В частности, речь идет об уточнении состава статьи “клевета” — по мнению правозащитников, в нынешнем виде он неэффективен. Кроме того, этот состав предлагается перевести в разряд дел частного обвинения». Если год назад можно было говорить, что правоприменительная практика еще не сложилась, то сейчас это уже не так, убежден Федотов: по его словам, СПЧ запросил соответствующие данные в Верховном суде.

Вадим Кобзев, адвокат оппозиционера Алексея Навального (22 апреля тот был признан виновным в клевете на депутата Бабушкинского района Алексея Лисовенко), говорит, что широкой практики применения статьи 128.1 не существовало как до декриминализации этой статьи, так и после ее возвращения в УК: это еще один способ «повесить судимость» на известных публичных людей, но не единственный. Есть еще санкции за хулиганство и экстремизм, а также Гражданский кодекс, предусматривающий ответственность за ущерб, нанесенный деловой репутации, напоминает адвокат. Проблема не в содержании статьи, а в правоприменительной практике, подчеркивает Кобзев.