Заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств прошло не совсем гладко. После многочасовых переговоров Нурсултан Назарбаев, Александр Лукашенко и Владимир Путин даже не вышли на совместную пресс-конференцию.
Возмутителем спокойствия стал белорусский лидер Александр Лукашенко. Он призвал стороны к «открытому мужскому разговору» и заявил, что «нам сегодня предлагают оставить неразрешенными те проблемы, которые надо было бы разрешить еще на предыдущем этапе». По словам Лукашенко, прежде чем идти дальше и подписывать в конце мая соглашение по созданию Евразийского экономического союза (Евраэс) нужно создать «полноформатный Таможенный союз, в котором не должно быть никаких ограничений в движении товаров, какими бы чувствительными они не были».
Так, Минск требует от Москвы отменить пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов в Белоруссию. «Ежегодно они стоят белорусскому бюджету около четырех миллиардов долларов», - поясняет "Эксперт Online" белорусский политолог Арсений Сивицкий. «Длительное сохранение любых форм ограничений в движении товаров, тем более таких, как энергоносители, создает нежелательный прецедент», - заявил белорусский лидер Александр Лукашенко. Его абсолютно не устраивают нынешние планы Москвы в этом вопросе, озвученные председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктором Христенко. «Не позднее 2025 года начинают функционировать общие рынки газа, нефти, нефтепродуктов, к 2016 году концепции каждого рынка президенты утвердят. До 2025 года вопросы взаимодействия в этой сфере будут урегулированы в соответствии с действующими договорами и дополнительными договорами. Пошлины на нефтепродукты на сегодняшний день — предмет двусторонних договоренностей», - пояснил чиновник.
Лукашенко недоволен и тем, что до сих пор не решен вопрос с ликвидацией изъятий товарных позиций из-под юрисдикции Таможенного союза: на сегодняшний день их, по разным оценкам, от 600 до 2000. «В 2010 году, когда Лукашенко подписывал Таможенный кодекс, предполагалось, что у нас будет общее таможенное пространство, — продолжает Арсений Сивицкий. — До сих пор оно до конца не сформировано». В целом же озвученные Виктором Христенко планы по решению вопросов к 2025 году белорусский лидер назвал «странными, и добавил, что если стороны не готовы решать эти вопросы сейчас, то, возможно, «тогда и говорить о ЕЭС надо лет через 10».
Фронда Батьки была вполне ожидаемой, особенно после событий на Украине. Лукашенко решил воспользоваться ситуацией для того, чтобы заставить Москву пойти на уступки и выполнять данные ранее обещания. «Нам, как никогда, нужны союзники по нашей позиции в отношении Крыма и в противостоянии с Западом из-за Украины. И это, вроде, повышает переговорные позиции Лукашенко», - поясняет российский политолог Константин Симонов. С другой стороны, возможности для бунта белорусского президента все-таки ограничены. Он прекрасно понимает, что не может себе позволить серьезного конфликта с Москвой, а также, что Минск является следующим кандидатом на «Майдан». Поэтому высока вероятность того, что к концу мая все разногласия сторон будут так или иначе урегулированы. Особенно если Москва пойдет на определенный компромисс с Минском. Все понимают, что Евразэс является личным проектом Владимира Путина, и в условиях нынешнего дипломатического конфликта России с Западом президент не может допустить срыва подписания соглашения по Евразэс.
Помимо серьезного имиджевого поражения, срыв подписания станет серьезным аргументом в пользу сторонников версии о том, что своей активной и агрессивной политикой на Украине Россия настроила против себя лидеров постсоветского пространства и сорвала «мирный» наднациональный проект по интеграции региона. «Таможенный союз, который мы создали, работает и приносит реальную пользу. И это мы видим на результатах экономики наших стран. Это абсолютно очевидный уже факт. Но мы можем сделать ещё один шаг, мы договаривались об этом, шаг по углублению нашего взаимодействия. Мы можем качественно изменить наше сотрудничество. Это позволит нам выйти на повышение конкурентоспособности наших экономик, сделать их более эффективными, привлекать внутренние и внешние инвестиции. И вот этот огромный рынок, который мы с вами создали - 170 миллионов человек, - он может приобрести совершенно новое качество, дополнительно приобрести привлекательность, и быть более эффективным и содержательным», - очертил российский президент перспективы будущей интеграционной группировки и выразил надежду, что договор о создании Евразэс все-таки будет подписан в срок.
Помимо решения российско-белорусских противоречий, в Минске говорили и о расширении Евразийского экономического пространства. Было объявлено, что проект присоединения Армении к ЕЭП будет подготовлен до 1 июня. Из 126 пунктов «дорожной карты», которые должна быть выполнены до подписания договора о присоединении к организации, 111 уже реализованы, а 15 будут включены в само соглашение. Также, как известно, в очереди к статусу полноправных членов стоят еще несколько постсоветских государств, прежде всего Киргизия. Бишкек до сих пор пытается каким-то образом совместить присоединение к Евразэс и сохранение особых экономических отношений с Китаем. Однако Александр Лукашенко в Минске четко заявил, что никаких «особых статусов и условий» новым членам предоставляться не будет. И в этом, по всей видимости, он находит понимание у остальных членов будущего Евраэс.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/