Президент США Барак Обама подписал указ о введении санкций в отношении граждан России и Украины, виновных во вторжении в Крым.

Под действие санкций США попали: депутаты Государственной Думы РФ Елена Мизулина и Леонид Слуцкий, член Совета Федерации Андрей Клишас, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, заместитель премьер-министра РФ Дмитрий Рогозин, советники президента РФ Владислав Сурков и Сергей Глазьев, бывший президент Украины Виктор Янукович, председатель Совета министров Автономной Республики Крым Сергей Аксенов, спикер Верховного совета Республики Крым Владимир Константинов и известный украинский политик Виктор Медведчук.

Высокопоставленный сотрудник Белого дома заявил, что в отношении президента РФ Владимира Путина санкции не введены, поскольку «крайне необычно и даже экстраординарно», если подобные санкции направлены на главу государства.

В тексте указа президента США говорится о том, что он подписан в силу «необычной и экстраординарной угрозы национальной безопасности и внешней политике Соединенных Штатов, вызванной ситуацией в Украине».

«Действия и политика правительства Российской Федерации по отношению к Украине, включая недавнее перемещение вооруженных сил РФ в украинский Крым, подрывают демократические процессы и институты в Украине; угрожают миру, безопасности, стабильности, суверенитету и территориальной целостности (…)», – говорится в тексте указа.

Санкции предусматривают заморозку активов вышеуказанных лиц, а также запрещает гражданам США и американским компаниям оказывать им, их фирмам или управляемым ими структурам финансовую, материальную или технологическую помощь.

Между тем, на брифинге в понедельник 17 марта пресс-секретарю Белого дома Джею Карни пришлось несколько раз выслушать один и тот же вопрос: почему администрация США не ввела санкции против президента России Владимира Путина, имеющего непосредственное отношение к крымским событиям? 
 
«Я не буду гадать по поводу того, кто может быть в этом списке в будущем, – ответил Карни. – Мы не списываем никого [заранее]. Мы не собираемся исключать [заранее] людей или действия… Указ, подписанный президентом, позволяет ввести более широкие категории санкций. Люди, санкции против которых были объявлены сегодня, занимают конкретные позиции в правительстве, в Думе… Люди вокруг [Путина] имеют большое влияние внутри России. Некоторые являются его старшими советниками – речь идет об их личной цене, цене, которую заплатит экономика, это отразится на престиже России на мировой арене… Сегодня у нас есть возможность градуировать наш ответ в зависимости от действий, которые предпримет Россия. Мы продолжаем оказывать давление на Россию для достижения дипломатического решения. Но если Россия предпримет дополнительные шаги по нарушению суверенитета Украины, мы можем ввести более широкие санкции». 
 
На вопрос, не задумывались ли представители администрации США, что президента Путина эти санкции попросту не волнуют, Карни заявил, что «Россия уже заплатила цену за нарушение украинского суверенитета и территориальной целостности – экономическую цену, падение валюты, удар по престижу России на международной арене, в международных организациях».
 
«Я хочу напомнить, – продолжил он, – что во время голосования в Совете Безопасности ООН на этой неделе Россия оказалась в одиночестве – в одиночестве проголосовала против [резолюции по Украине]. Мы четко дали понять, что новые провокации приведут к более высокой цене – и эта цена реальна… Мы не признаем этот референдум, Россия заплатит цену, и эта цена будет значительной. Мы не признаем этого действия – как и другие страны во всем мире».
 
Карни отметил, что события в Крыму вызывают серьезный вопрос во всех странах, где проживают этнические меньшинства, и добавил, что «существуют способы решения этого путем сотрудничества жителей Крыма с правительством в Киеве, соблюдая при этом международный закон и в соответствии с украинской конституцией».
 
«Сам факт того, что полуостров был по сути захвачен военными, уже вызывает подозрение по поводу законности и легитимности этого процесса», – подчеркнул пресс-секретарь Белого дома.
 
На вопрос о том, готовы ли США рассмотреть просьбу Украины о предоставлении военной помощи, Карни ответил, что этот вопрос рассматривает Пентагон, но администрация США пытается убедить Россию разрядить обстановку, в частности, сократить военное присутствие в Крыму до численности, оговоренной в соглашении с Украиной. 
 
По поводу высказывания Дмитрия Киселева о способности России превратить США в «радиоактивную пыль», Карни заметил, что «люди постоянно говорят по телевидению безумные вещи. Мы сосредоточены на действиях российских властей».

На брифинге Госдепартамента между тем журналисты поинтересовались, известно ли, есть ли у российских чиновников, против которых были введены санкции, активы в США.

«У меня нет подробностей такого уровня», – сказала пресс-секретарь Джен Псаки, пообещав проверить эту информацию, и добавив, что, как правило, «финансовые институты по всему миру склонны не вести дел с людьми, которые попадают в списки лиц, против которых введены санкции, даже если они не обязаны это соблюдать».

Псаки также сказала, что пока у нее нет официальной реакции на публикации о предложении России по поводу того, что Украина должна стать федерацией, но украинское правительство уже предпринимает некоторые шаги по урегулированию ситуаций, упомянутых Россией – в частности, занимаясь вопросом вооруженных нерегулярных формирований, и заявив планы подготовки к выборам.

На вопросы по поводу позиции США относительно статуса Крыма после референдума, Псаки отметила, что американская администрация продолжает призывать российские власти предпринять шаги по де-эскалации ситуации – в частности, отозвать военных на базы. 

В воскресенье, госсекретарь Джон Керри провел телефонную беседу с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и с премьер-министром Украины Арсением Яценюком. В понедельник он также обсудил ситуацию в Крыму с членами контактной группы по Украине, с целью скоординировать усилия по ответу на референдум в Крыму, который, подчеркнула Псаки, является незаконным.