(подготовлены с участием Юрия Винничука по мотивам лекции в Киево-Могилянской академии)
1. Последний раз за минувшее столетие Украина сталкивалась с такого рода тяжелейшим кризисом, наверное, в 1918 году. То, с чем украинцы имеют дело сейчас, по масштабам и серьезности возможных последствий можно сопоставить только с тем годом. Если судить о способности адекватно реагировать на эти вызовы, то правительство Михаила Грушевского тогда было, похоже, более подготовленным, чем нынешнее.
2. Что сейчас происходит? Путинская агрессия, вторжение вооружённых сил России на территорию Украины, с захватом ее учреждений, с атаками на воинские подразделения, с гибелью людей. Агрессия – это одно из тягчайших преступлений против международного мира и безопасности. А также преступление по УК РФ (ст. 353 и 354). Первый этап этой агрессии – это вторжение в Крым и попытка его аннексии. Те, кто полагает, что путинская агрессия на этом остановится, ошибаются. В том плане нападения на Украину, какой был разработан много лет назад, это лишь первый шаг. Следующим шагом является дестабилизация Юга и Востока Украины. В соответствии с этим планом разжигается гражданское противостояние, затем доводимое до гражданской войны. Такое состояние Украины является наиболее желаемым Кремлем на ближайшие годы.
3. Одна из важнейших задач этой спецоперации заключается в том, чтобы представить Украину перед глазами самих украинцев, перед международным сообществом, перед российским общественным мнением в виде несостоявшегося государства. В виде территории хаоса. В виде территории беспредела. В виде территории, где идет война всех против всех – Запада с Востоком, христиан с мусульманами, левых с правыми.
4. В Плане Путина против Украины есть еще и третий элемент, о котором не перестают говорить кремлевские руководители. Они утверждают о том, что в Киеве произошел насильственный государственный переворот. Что нынешняя власть в Киеве нелегитимна. И что единственная законная власть на территории Украины, по их словам, в данный момент находится в Крыму. В документах МИДа России регулярно говорится о «нацистском, бандеровском, бандитском режиме» в Киеве. Поэтому третья важнейшая цель путинской агрессии против Украины заключается в смене власти в Киеве.
5. Возникает вопрос – за что Путин обрушил все это на Украину? Свергнутый режим в Украине – это light копия нынешнего режима в России. Режим Януковича – это «детские игрушки» по сравнению с режимом Путина. Режим Януковича и режим Путина связаны кровнородственными узами. Поэтому падение режима первого является тяжелейшим ударом для второго. Это смертельная угроза для хозяина и символа точно такого же режима на северо-востоке Украины, только обладающего большей властью и более значительными ресурсами.
6. Евромайдан – это антикриминальная, антисоветская/антикоммунистическая и антимперская революция. Это революция такого же типа, какие произошли четверть века тому назад во многих странах Центральной и Восточной Европы, но какие не состоялись в России, Беларуси, в азиатских республиках бывшего СССР. В Грузии антикриминальная, антикоммунистическая, антиимперская революция произошла в 2003 году. «Оранжевая революция» в Украине в 2004 году такой стать не смогла. Так как сейчас в России господствует криминальный режим, возрождаются коммунистические, советские, сталинские символы, институты, идеи, ударными темпами реконструируется империя, то Февральская Украинская Революция – это тяжелейший удар по идеологии и системе власти, господствующих в нынешней России.
7. Чего больше всего в Киеве и в Украине боится Путин? За что более всего он ненавидит свободную Украину? За что приготовил он Украине свою страшную месть? Во-первых, за Майдан, за этот созданный народом демократический общественный институт. Второе, что смертельно пугает Путина, – возможное появление «украинского Саакашвили». Человека, который являлся бы одновременным олицетворением всех трех элементов освободительных революций второй волны на посткоммунистическом пространстве – и Революции Роз 2003 года в Грузии и Революции Майдана 2014 года в Украине: то есть антикриминального, антисоветского и антиимперского движений. Именно этого в Кремле боятся больше всего. Путинская агрессия – это карательная экспедиция против украинцев за создание народного Майдана, за попытку вырваться на свободу из цепких и липких имперских пут.
8. Чтобы понять замысел Путина, надо постараться «войти в его туфли», т.е. в его мышление и в его логику и попытаться представить, как он сам представляет свою задачу. Он полагает, что выбран божественным Провидением для того, чтобы наказать освободившихся украинцев путем дестабилизации страны, путем свержения правительства, путем отрезания территорий, путем «объединения русских земель и разъединенного русского народа». Ему показалось, что сверху ему выдан карт-бланш для того, чтобы осуществить т.н. «имперскую историческую мечту». Тем более что рядом находится страна, какую он не считает состоявшимся государством, о чем он публично сказал еще в апреле 2008 года на саммите НАТО в Бухаресте. По его мнению, такого государства нет, а половина территории, какую занимает Украина, – это «исконные русские земли». Сейчас же, как он полагает, сложилась уникальная историческая ситуация: Украина пребывает в тяжелейшем кризисе, в ней нет ни эффективной власти, ни действующих государственных институтов. Он грезит, что само Провидение требует от него исполнения такой миссии. Поэтому если на одной чаше политических весов лежит такая «историческая миссия», а на другой – возможные экономические и персональные санкции, то испугается ли он последних? Повлияет ли на его возможное решение исключение России из G8? Даже исключение из ООН – как был исключен из Лиги Наций СССР за нападение на Финляндию в 1939 г.? В выборе между тем, что он считает «голосом неба», и ворохом «каких-то бумажек» он выбирает первое. Да и потом: санкции рано или поздно заканчиваются, а земелька-то остается.
9. Никаких реальных силовых действий со стороны Запада в ближайшее время не ожидается. Барак Обама может испытывать к Украине самые теплые чувства, он может верить в самые замечательные идеи, но дипломатическое общение США с Россией относительно путинской агрессии против Украины – это примерно то же самое, что читать Библию громиле в подворотне. Будет ли оно иметь воздействие на поведение Путина? Нет. Какие методы воздействия могут быть эффективными? У нас на памяти – российско-грузинская война 2008 года. Во многих смыслах очень похожая история. Как удалось остановить российские войска? Прежде всего – неожиданное и эффективное сопротивление грузинской армии. Второе – общественное мнение и прилет пяти европейских лидеров в Тбилиси. И третье, самое главное, – демонстрация Дж.Бушем готовности использовать вооруженные силы США. Все эти три фактора, вместе взятые, повлияли на принятие агрессором решения прекратить огонь и наступление своих войск на Тбилиси.
10. Танки – это такая субстанция, движение которых невозможно остановить резолюциями даже самых уважаемых международных организаций. Только реальная угроза использования вооруженных сил способна остановить танки агрессора. Для того, чтобы танки остановились, для того, чтобы появилась возможность использования вооруженных сил других стран, прежде всего должно появиться национальное сопротивление. Если такого сопротивления нет, то никто и никогда не ударит палец о палец, чтобы защищать другую страну. Если жертва агрессии демонстрирует волю и способность к сопротивлению, то тогда, с высокой степенью вероятности, через некоторое время, на помощь могут прийти и другие страны и другие народы. Сопротивление агрессору – это не разжигание войны. Это гарантия ее прекращения.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/