Александр Морозов



Как сообщают, "Первый канал" отменил прямую трансляцию Оскара в эту ночь - с воскресенья на понедельник. Сообщают также, что военная операция Кремля и переброска 60-тысячного контингента в Украину произойдет уже этой ночью и утром. Главы европейских МИДов выразили озабоченность, Обама полтора часа говорил по телефону с Путиным, в Москве сегодня задержали 350 человек на антивоенной демонстрации. Поддержка Кремля и пресс-конференция Януковича в Ростове быстро раскачали ситуацию в Харькове. Российский спецназ уже провел подготовительные блокирования в Крыму. Рада объявила всеобщую мобилизацию. Все, что могло состояться накануне - уже состоялось. Впереди нас ждут трагические дни.


Не имеет большого значения: какой у Путина свой собственный план "украинского урегулирования". Тем более что он его тщательно скрывает. Одни считают, что его целью является присоединение Крыма, другие - что им просто движет месть. Четвертые считают, что Путин собирается уничтожить нынешнюю государственность Украины и отделить весь Юго-Восток.


Завтра нам на "Первом канале" расскажут, что Путин просто хочет вернуть ситуацию в Киеве и Украине к состоянию "до бегства Януковича". Иначе говоря, "план урегулирования" сводится к тому, чтобы с помощью "русских штыков" гарантировать выполнение соглашения с оппозицией (с той ее частью, которая не квалифицируется российской пропагандой как "бендеровцы" и "фашисты"), которое было достигнуто 20-го февраля. Досрочные выборы под контролем восстановленной администрации Януковича и при русской военной поддержке могут произойти не в декабре - как договаривались при участии Обамы - а даже раньше. Не будем всерьез обсуждать этот план и политическую риторику, которая его будет сопровождать. Нам объяснили на пресс-конференции Януковича и по российской прессе, что в Украине failed state, поэтому законный президент Украины вправе обратиться за военной поддержкой к Москве, получить ее и таким образом восстановить то, что было failed.


Очевидно, что Путин и его окружение не только уверены в успехе этого плана, но и рассчитывают укрепить путинские лавры "сирийского миротворца" перед всем остальным миром. По всей видимости, в Кремле думают, что "в Вашингтоне, Берлине и Пекине еще скажут нам спасибо".


Но мы - в России - не скажем спасибо.


Это трагические дни.


Большинству из тех, кто меня читает, было ясно, что третий срок Путина - это политическая ошибка. Но не хотелось верить, что дело так быстро дойдет до прямых аналогий с канунами первой и второй мировых войн. Судеты, аншлюс - вот слова, которые звучат сегодня. Завтра, когда один из батальонов украинской армии не сложит оружие, прозвучит и слово "Вестерплатте". Сегодня, 2 марта, перед многими мужчинами Украины стоял непростой выбор, понятный каждому из нас. Никому из нас не хотелось бы оказаться в ситуации всеобщей мобилизации, когда государство с населением в три раза больше по численности собирается военной интервенцией нарушить суверенитет твоей родины.


Невозможно смириться с тем, что Россия совершает в отношении Украины то же, что и СССР в 1968 году в отношении Чехословакии.


Страшно думать и о том, что по разные стороны противостояния окажутся православные одной канонической православной Церкви. К несчастью, Московский Патриархат уже сделал заявление о поддержке действия Кремля. Очевидно, что среди православных в юрисдикции УПЦ МП много тех, для кого русская военная операция в Украине - это вовсе не "братская помощь", а нарушение суверенитета Украины.


Что касается нас самих, теперь нам придется долго жить в атмосфере уже не риторической, а реальной "священной войны с Западом", в последней "цивилизационной схватке". Триумф партии "священной войны с Западом" переведет Россию из разряда трудных, но уважаемых партнеров в разряд трудных и неуважаемых.


Милитаризм, поиск внутренних врагов, борьба с "предателями", массированная пропаганда - вот наше обозримое будущее.


Российское государство переродилось окончательно. Об этом свидетельствует радостное единодушие политического класса России по вопросу о вторжении в Украину.


Отдельно хочу написать несколько слов Сергею Шаргунову, который мне бесконечно дорог. Сережа, каждое поколение хочет своего подвига. Никто не хочет быть пингвином. Все хотят быть буревестниками. Но ты окажешься вовсе не предвестником великой всемирной освободительной бури, если въедешь на русских танках в Харьков. Сомнабулическая радость буревестников развеется быстро. И ты увидишь - нет ни танков, ни доблестных русских солдат, ни "русского единства".


А есть только бесы, которые ведут стадо свиней в пропасть.


В результате этими свиньями окажемся мы все – и ты, и я. Независимо от того, что ты или я думали в начале марта 2014 года о вторжении в Украину. Мы окажемся в одной пропасти. А бесы «триумфа воли» пойдут себе дальше, окучивать другие народы…