О том, как изменилась коронавирусная инфекция за 1,5 года, какие осложнения она дает и как от нее обезопаситься, рассказала в интервью доктор медицинских наук, заведующая кафедрой инфекционных болезней Тихоокеанского государственного медицинского университета, профессор, главный внештатный специалист по инфекционным болезням минздрава Приморья, заместитель главного врача краевой клинической больницы №2 Анна Симакова.
– Как изменился портрет пациента ковидного госпиталя за время пандемии?
– Госпиталь на базе краевой клинической больницы №2 первым в Приморье начал лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией весной 2020 года.
Тогда пациентами нашего госпиталя были люди в возрасте 70-90 лет. Была мама в возрасте 105 лет и дочка 75 лет, они обе благополучно вылечились.
Сегодня все чаще мы видим лиц молодого возраста. Большинство пациентов – 40-50 лет, меньше – 30-летних, появляются и пациенты 18-20 лет. Как правило, люди молодого возраста не вакцинированы.
– Вакцинированные попадают в госпиталь, умирают?
– Вакцина предупреждает летальный исход и защищает нашу жизнь. Но она не всегда защищает от болезни. При этом пациенты, которые прошли полный курс вакцинации болеют менее тяжело. У нас не было ни одного летального исхода среди пациентов, которые полностью вакцинировались, то есть после второй прививки прошло 21 и более дней.
Летальные исходы у вакцинированных могут случиться только тогда, когда человек заразился в промежутке между двумя прививками или сразу после второй прививки, когда иммунитет не сформировался. Именно поэтому мы просим особенно пристально отнестись к своей защите в период прохождения иммунизации (42 дня с момента первой прививки). А вообще, 21 день – это минимальный показатель, у каждого человека срок выработки иммунного ответа индивидуален.
– Что мы сегодня знаем о болезни, ведь она с нами более 1,5 лет. Будет ли «четвертая волна»?
– «Четвертая волна» в регионе, безусловно, будет. Вообще мутации для вирусов – это закономерный процесс. Иногда они понижают активность вируса, но в данной ситуации появился Дельта-штамм коронавируса SARS-CoV-2, он более стремительно распространяется и более заразен. С этим и связаны всплески заболеваемости, которые начались в Индии, когда мы каждое утро видели сводки о большом количестве госпитализированных и высокой смертности. Безусловно, этот штамм появился во всем мире, Россия – не исключение.
В лечении изменилось многое. Сейчас, как только пациент поступает, мы уже понимаем по срокам болезни, по анализам, какие нужны упреждающие меры, чтобы этот пациент перенес заболевание и выздоровел. Сейчас все понятнее и есть инструменты воздействия на те механизмы, которые вирус запускает в нашем организме. Терапия дает хорошие результаты.
– Антибиотики для лечения эффективны?
– COVID-19 – это вирусная инфекция, поэтому назначение антибактериальных препаратов для наших пациентов не всегда показано.
Есть определенные показатели и симптомы, когда врачи должны подключать антибактериальную терапию. Они нужны не всегда, особенно на амбулаторном этапе. Для их применения должны быть конкретные показатели.
Конечно, для пациента в отделении интенсивной терапии, на ИВЛ, вероятнее всего нужно применять особый вид антибактериальных средств. Но в обычной практике лечения антибиотики рекомендуются в последнюю очередь.
Тем более запрещено самолечение антибиотиками.
– До появления COVID-19 что было главной болью инфекционистов?
– Были сезонные заболевания. Грипп, например. Он никуда не делся. И вообще, возбудители инфекционных заболеваний всегда будут существовать.
Из других заболеваний, социально значимых – ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты С, В. Если брать рубрику инфекционных болезней, то самая высокая смертность была от исходов хронических вирусных поражений печени и ВИЧ-инфекции. Это два конкурирующих заболевания, влияющих на демографическую ситуацию.
– Были ли в Приморье инфекции, которые давали такую же смертность, как COVID-19?
– В середине 90-х годов была дифтерия. Это тоже вакциноуправляемая инфекция. Иммунизацию от нее (АКДС) мы получаем в детстве. Но всегда иммунитет, выработанный искусственно, эффективен не более 10 лет. То есть через каждые 7-10 лет должна быть ревакцинация, чтобы обновить иммунологическую память.
И вот в 1993 году по всей стране начался резкий всплеск токсических форм дифтерии, которые характеризуются поражением сердечно-сосудистой системы, развиваются острые миокардиты, пациенты умирают от внезапной остановки сердца. Так действует токсин. И мы справились, потому что началась активная ревакцинация нации, в том числе с применением ограничительных мер.
– Сейчас большая часть населения отвергает вакцинацию. Почему?
– Мне сложно прокомментировать отказ людей от вакцинации. Вообще движение антипрививочников началось с молодых мам, которые отказывались прививать детей, рассказывая неправдоподобные ужасы о том, к чему приводят прививки.
На самом деле в мире обсуждается формирование паспорта ДНК человека, на основании которого можно спрогнозировать, что ждет человека в плане угрозы заболеваний.
Если есть предрасположенность к аутоиммунным заболеваниям, любая инфекция может послужить триггером к развитию болезни.
Мы понимаем, что живем в макромире и рядом с нами существуют микроорганизимы. Медицина научилась управлять инфекциями. Сегодня в России люди не умирают от чумы и холеры. А посмотрите на мировую литературу, где описывают, что происходило в мире с человечеством, когда эпидемии прогрессировали – был повальный мор.
– Стоит ли прививаться от гриппа в период пандемии?
– Грипп и новая коронавирусная инфекция – это разные инфекции. И сейчас сезон гриппа наступает. Поэтому от него прививаться тоже нужно. Но между прививками должен пройти месяц.
Мы должны понимать, что для формирования иммунного ответа после прививки от гриппа тоже должно пройти время. Первые пациенты с гриппом обычно попадают в больницы в конце октября – начале ноября, поэтому лучше всего прививаться именно в октябре. Параллельно в один день можно сделать вакцинацию и от пневмонии.
От гриппа мы вакцинируемся каждый год, потому что вирус гриппа мутирует, появляются новые штаммы, меняется вакцинальный состав прививки. От пневмонии прививка делается однократно и повторяется только через 5 лет.
– Если человек болен гриппом, он не заболеет коронавирусом?
– Сочетание инфекций одновременно в организме возможно. Опыт предыдущего года показал, что мы практически не видели в больнице пациентов с гриппом и ОРВИ. Но это говорит лишь о том, что была сильная профилактика. Воздушно-капельная инфекция передается по воздуху, а мы с вами носили маски, соблюдали дистанцию, плюс вакцинация от гриппа в прошлом году была действительно массовой.
Сейчас мы достаем дежурную маску из кармана только на кассе магазина. Мы привыкли жить в условиях пандемии, люди думают, что их болезнь обойдет стороной или что они уже переболели. Но не надо забывать, что те, кто переболел, имеют высокие шансы заболеть вновь.
– Как отличить грипп от других инфекций?
– В течении всех вирусных инфекций принято выделять два основных синдрома – токсический, он начинается с головной боли, слабости, повышенной температуры, боли в мышцах, суставах, ломоты. И второй синдром – катаральный – першение и болевые ощущения в горле, чихание, слезотечение, насморк.
По соотношению этих синдромов можно делать выводы о заболевании. Токсический синдром присущ вирусам гриппа.
А, например, есть риновирусная инфекция, она всегда протекает с заложенностью носа и выделениями той или ной степени интенсивности, нарушением обоняния. Но не бывает температуры. Такое заболевание мы обычно переносим на ногах и не обращаемся к доктору.
– Вакцинация защищает от заболевания?
– Все прививки в мире имеют две характеристики – эффективность и безопасность. Ни одна прививка не дает 100% защиты от заболевания. Вакцинация формирует иммунный ответ к инфекции. Наличие прививки у человека способствует тому, что заболевание будет протекать менее тяжело, чем у невакцинированного.
Вакцинация от коронавирусной инфекции – это профилактика смерти. Мы это видим в своем госпитале. Коллеги из других субъектов России также подтверждают, что вакцинированные пациенты всегда остаются живы. Это довод для тех, кто сомневается в эффективности вакцинации.
– Осложнения после перенесенной коронавирусной инфекции. Какие они?
– Одним из осложнений является серьезное поражение легких. Клетки легких практически разрываются. Патологоанатомы отмечают, что легкое становится похоже на печень – плотное, темно-красное, при разрезе стекает кровянистая жидкость. Это не характерно для других видов пневмоний.
Например, легкие при пневмонии после гриппа, от которых тоже, к сожалению, погибают люди, выглядят по-другому, они больше сохраняются. У пациентов, в том числе молодых, умерших от COVID-19, зачастую ни одного кусочка воздушной ткани легких не остается.
На втором месте – тромбоэмболические осложнения, которые могут давать инфаркты, различные нарушения мозгового кровообращения. У нас были ситуации, когда пациенты, готовые на выписку, падали. У них был отрицательный ПЦР-анализ, не было возбудителя ковида, нормализовались клинические анализы, но при этом резко наступало осложнение в виде различных тромбозов. И эти тромбозы могут проявляться в течение шести месяцев после перенесенной коронавирусной инфекции. При чем это может случиться у пациентов, переболевших не только в тяжелой форме, но и в средней.
Поэтому, выписывая пациента из стационара, даем рекомендации продолжать терапию под наблюдением врача поликлиники, для того, чтобы избежать таких осложнений.
– В профилактических целях можно пить таблетки?
– Для населения профилактика – это вакцинация. Здоровый образ жизни, занятия спортом укрепляют наше здоровье, организм легче справляется с заболеванием. Таблетки – это инструмент врача. Прием любых лекарственных препаратов может быть назначен только доктором при наличии показаний. Таблетки не являются профилактикой, они лечат там, где уже есть проблема, у каждого лекарства должна быть точка приложения.
Самостоятельное употребление лекарственных препаратов только усилит риски побочных эффектов. Например, у коагулянтов (препараты для разжижения крови) есть масса побочных действий, их употребление без назначения врача может вызвать различные кровотечения, например, на приеме у стоматолога.
Задача населения – профилактика заболеваний при помощи вакцинации. А лечение нужно доверять только врачам.