7 июня Владимир Путин подписал закон, предусматривающий обязательное снижение цены на препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Как изменятся цены на эти медикаменты?
Оценим рынок. Объем фармацевтического рынка России в 2018 году достиг 1 682 млрд рублей, что на 2,6% больше, чем годом ранее. При этом цены на лекарства в прошлом году подросли на 2,9%. Это один из самых низких показателей за последние годы. Основное увеличение пришлось на препараты, не попадающие под ценовое регулирование и составило 4%. Медикаменты, входящие в список жизненно необходимые и важнейшие лекарственных препаратов (ЖНВЛП), выросли в цене в среднем на 0,8%. Стоить отметить, что жизненно-важные лекарства не составляют существенной доли в общем объеме продаж фармацевтических компаний.
Изменения в законе. Так, ранее в рамках полномочий федеральных органов исполнительной власти осуществлялась государственная регистрация предельных отпускных цен, велся государственный реестр этих цен, а также регулировались предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам. То есть, «чекинили», сводили в реестр и ограничивали предельные надбавки опта и розницы. Изменения в закон касаются сроков перерегистрации отпускной цены производителя в случае увеличения – один раз в календарном году (по заявлению держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата до 1 октября).
Безусловно, снижение цены производителя ЖНВЛП «чекинится» без ограничений по срокам. При этом обязательство перерегистрации цен ограничены следующими случаями:
1) снижение цены в иностранной валюте на лекарственный препарат в стране производителя и в странах, в которых лекарственный препарат зарегистрирован или в которые поставляется производителем;
2) снижение цен на референтные лекарственные препараты (помним, что это впервые зарегистрированный и разрешенный к применению в России);
3) превышение предельной отпускной цены на первый воспроизведенный в РФ препарат иностранного производства над предельной отпускной второго воспроизведенного;
4) тот же, что и п.3, но в отношении производителя государства - члена Евразийского экономического союза.
Теперь мы «чекиним», «речекиним» (в случае увеличения – 1 раз в год, при снижении – не ограниченно), сводим в реестр и устанавливаем предельные надбавки.
Будет ли дешевле? Именно эти механизмы с учетом лимитирования надбавок сферы обращения позволяют надеяться на снижение цен на жизненно необходимые и важные лекарственные препараты в аптечной рознице в случае снижений цен производителей. Но практика реагирования рынка на такого рода инструменты регулирования в факторе ценового шторма известна: товары просто «снимаются с продажи». Продуктовый ритейл помнит «историю с гречкой», когда было схожее регулирование цен и для того, чтобы ретейлер не получал штрафы на время повышения цен он убирал из временно товар из своего ассортимента. Безусловно, есть нюансы, но фармацевты не исключают такого сценария своего рыночного поведения, в случае если закупочные цены на некоторые лекарства будут резко повышаться, а на складах они будут отсутствовать, то и им придется либо повышать цены, либо временно исключать лекарство из оборота, чтобы не нарушать закон. Но это не будет относится ко всем препаратам, обязательный минимум лекарств, который они могут реализовывать без повышения цен, они будут держать.