Фармацевтический сегмент торговли остается одним из наиболее регулируемых со стороны государства. Несмотря на растущий спрос на онлайн-услуги, власти проявляют осторожность в вопросах легализации интернет-продаж лекарств. Разбираемся, каковы перспективы внедрения механизма онлайн-торговли фармацевтической продукцией в России.
Немного статистики. Оценивая оперативную статистику фармацевтической отрасли на конец марта 2019 года, в частности динамику показателей продаж, необходимо отметить некоторые тенденции. Так, за первые 12 недель 2019 года объем продаж готовых лекарственных средств составил 239,7 млрд рублей в стоимостном выражении и более 1,2 млрд упаковок — в натуральном. По сравнению с показателями прошлого года за аналогичный период фиксируется рост продаж в рублях чуть менее чем на 5%, и снижение продаж в упаковках — на 1,1%. Объем продаж биоактивных добавок (БАД) за первые 12 недель 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился почти на 10% в стоимостных показателях и составил 13,6 млрд рублей. При этом продажи в натуральном выражении снизились на 10% и составили 71,8 млн упаковок.
Оценивая динамику в сегменте аптечной косметики за исследуемый период, можно зафиксировать снижение продаж как в стоимостном выражении (на 3,3%), так и в натуральном (на 12,5%). В результате товарооборот косметической продукции, реализуемой через аптеки, в неполном первом квартале 2019 года составил 10,1 млрд рублей и 38,7 млн упаковок соответственно. Продажи сегмента так называемой парафармацевтики в первом квартале 2019 года увеличились почти на 1% в стоимостном выражении и составили 22,7 млрд рублей. При этом в натуральном выражении продажи снизились на 20,3% и составили 105,6 млн упаковок.
Реальность. Обращение лекарственных средств на территории России регламентируется законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 года) «Об обращении лекарственных средств». Сегмент онлайн-продаж в фарме сегодня регулируется пунктом 24 статьи 5, согласно которому федеральными органами исполнительной власти осуществляется досудебное закрытие сайтов, содержащих информацию о розничной продаже, доставке и (или) передаче физическому лицу дистанционным способом лекарственных препаратов, а также наркотических и психотропных лекарственных препаратов, за исключением случаев, установленных правительством.
Есть онлайн-механизм, который применяется сегодня в отечественном фармацевтическом секторе. На интернет-портале потенциальным покупателем осуществляется заказ (предзаказ) лекарственного препарата, далее клиентом выбирается пункт доставки (обязательно аптека). После этого препараты (как рецептурные, так и безрецептурные) доставляются в аптеку и отпускаются фармацевтом (при необходимости проверяется рецепт) с учетом процесса оплаты товаров. Доставка лекарственных препаратов не в аптеку в России запрещена. Есть отдельная процедура обеспечения лекарственными средствами амбулаторных пациентов ограниченного сегмента заболеваний, но это как раз установленные правительством случаи, которые прописаны в федеральном законе № 61.
Актуальность полноценной онлайн-торговли в фарме. Всем субъектам фармацевтического рынка давно очевидна растущая роль цифровых и высокотехнологичных решений в экономике в целом и в фармацевтической отрасли в частности. Стратегии фармпроизводителей, фармдистрибьюторов и фармпродавцов сегодня формируются с учетом диджитализации. Так, например, компания Bayer в рамках своих бизнес-акселераторов (Grants4Apps, Grants4Tech, CoLaborator и др.) запускает стартапы в области цифровой медицины.
Потребитель тоже практически с головой ушел в онлайн-пространство. И государство, понимая это, пытается принять соломоново решение при организации полноценной системы онлайн-торговли лекарственными препаратами.
Безусловно, будет усилен надзор регулирующих и контролирующих органов исполнительной власти Российской Федерации в области здравоохранения, таких как Минздрав и Росздравнадзор, за всей фармацевтической отраслью. А это в итоге приведет к повышению уровня безопасности потребителя во всех аспектах его взаимодействия с фармой.
Очевидна степень необходимого регулирования онлайн-продаж безрецептурных и рецептурных препаратов. С одной стороны, механизм полной цепочки онлайн-торговли рецептурными препаратами сложнее. С другой стороны, именно он особенно актуален для маломобильных пациентов, а также для больных, которые могут создать инфекционные риски в точках продаж.
Создание механизма онлайн-торговли лекарственными препаратами также решит проблему их доступности для отдаленных территорий нашей страны.
Причем продажи фармацевтических средств в онлайн-пространстве в некотором приближении могут оказаться более перспективными, чем продажи большего количества товаров продовольственного и непродовольственного сегмента. Так, выбор одежды обычно осуществляется оффлайн, потому что покупатель не всегда знает, чего именно хочет, а при покупке антигистаминного средства есть точный рецепт от доктора.
Механизм. Полноценная система онлайн-торговли предполагает создание механизма обмена информацией между аптеками, лечебными заведениями, а также контролирующими и регулирующими органами исполнительной власти. Также этот механизм включает использование маркировки лекарственных препаратов (track&trace), регистрационного досье, электронных рецептов и электронных историй болезни пациентов.
Сейчас, согласно закону № 61 «Об обращении лекарственных средств» и приказу Минздрава № 409н, закреплена практика применения регистрационного досье на лекарственные препараты. Этот инструмент используется в рамках организации государственной регистрации лекарственных препаратов, их экспертизы, формирования государственного реестра лекарственных средств.
Проблемы и риски. Механизм онлайн-торговли требует возможностей сбора, хранения, архивации больших данных и оперирования ими. С точки зрения современных технологий это не является проблемой. Трудности могут возникнуть с точки зрения обмена данными. Также в медицинском сегменте данных пока еще актуален вопрос их неструктурированности (историй болезни пациентов, первичных данных (результаты анализов биоматериалов, фоторезультатов УЗИ и др.)). Проблема качества сбора данных, комфортности интерфейса при использовании, защиты от искажения — все это решаемо, однако требует дополнительных финансовых ресурсов и административных решений на государственном уровне касательно в том числе обмена этими данными.
Сегодня для создания такого механизма необходима отлаженная система маркировки лекарственных препаратов. Также требуется работающий инструмент оборота электронных рецептов (формирование, учет, защита, ограничения).
Сложнее всего организовать обращение в онлайн-пространстве лекарственных препаратов, содержащих наркотические, психотропные вещества, и их прекурсоров. Неработающий механизм онлайн-продаж именно этого сегмента лекарств может обернуться проблемой национального уровня. Здесь и риски увеличения количества наркозависимых, и риски жизни и здоровью курьеров. Также в данной сфере становятся особенно актуальными вопросы профпригодности персонала службы доставки.
Процесс формирования механизма полноценной онлайн-торговли в фармацевтической отрасли уже запущен. Ориентация мировой системы здравоохранения на персонализированную медицину, цифровизация всех процессов экономики, применение уже разработанных технологий сбора, обработки, хранения и использования больших массивов данных (например, блокчейн) становятся предпосылками завершения обозначенного процесса. Вопрос только во времени разработки механизма онлайн-продаж фармпродукции, а также в его качестве, маневренности и возможности оперативной доработки.