Неспецифический язвенный колит (НЯК), по-прежнему, остается одной из наиболее серьезных проблем гастроэнтерологии.
Последние десятилетия характеризуются быстрым ростом числа больных, страдающих язвенным колитом. В Швеции, например, заболеваемость детей язвенным колитом с 1984 года до 1995 года увеличилась с 1,4 до 3,2 человек на 100000 населения в год. Заболевание поражает преимущественно лиц молодого, трудоспособного возраста. Около 20% заболевает до 15 лет, при этом отмечается тенденция к росту частоты начала заболевания в более ранних возрастных группах. Так с 50-х годов количество заболевших в возрасте от 0 до 3 лет возросло с 5,7% до 29%.
Актуальность проблемы язвенного колита определяется его длительным упорным течением с частыми обострениями, развитием жизненно опасных осложнений, отсутствием четких показаний для хирургического лечения.
Весьма актуальной проблемой является и поиск четких критериев диагностики и эффективных методов лечения НЯК на ранних стадиях заболевания. До настоящего времени нет единой точки зрения на диагностическую значимость клинических, эндоскопических, морфологических критериев язвенного колита у детей.
Отсутствуют и унифицированные подходы к выбору тактики и оценке эффективности терапевтического лечения язвенного колита у детей. Остается открытым вопрос о необходимости проведения поддерживающей терапии, нет единых рекомендаций по длительности курса поддерживающего лечения.
По данным R.M.Seattle et al., на фоне 8-недельного курса терапии 5-аминосалициловой кислотой и глюкокортикоидов клиническая ремиссия достигается только у 85\% детей, эндоскопическая - у 40%, а гистологическая - у 15% больных, что при длительном течении воспалительного процесса приводит к дисплазии слизистой и, следовательно, повышает риск развития рака.
Решение этих задач является не только медицинской, но и социальной проблемой. НЯК приводит к быстрой инвалидизации больных, большим экономическим затратам, связанным с лечением и трудопотерями. Освещение же вопросов клиники, диагностики и лечения язвенного колита у детей в литературе остается противоречивым, многие аспекты спорными, а трактовки - взаимоисключающими.