Давно это было…
Прадед мой, царствие ему небесное, Филимон Суровый, прибыл из Черниговской губернии в 1883 году, будучи еще мальцом, в Южно-Уссурийский край.
Долго добирались они с родителями до места, а приехав, с остальными стали первыми поселенцами села Раковка. Обустроились, обжились на новом месте. Вырос прадед мой, женился, детки пошли, ажно восемь.
Жили хорошо, зажиточно, и хозяйство имели и кабачок небольшой держали. Предприниматели, стало быть, при царе-батюшке первые в селе. Налоги в государеву казну платили исправно, да в очередь на хорошую дорогу до села встали.
Бабка моя, Аграфена, младшенькая в семье, рождена была в 1913 году, да отца своего завет крепко помнила: «Ты, доченька моя, смотри, очередь держи-то».
Вот и бабка выросла, вот и у нее детушки пошли, да в очередь встали. К тому времени уж бетон да асфальт ученые выдумали, а дороги все нет. Матушка моя, дай бог ей здоровья, тоже последышем оказалась, и наказ прадеда мне передает, да историю рассказывает.
Приняла я, стало быть, эстафету эту и задумалась: не знают, видать, али позабыли уж государственные люди, про дорогу-то нашу. Ну, думаю, надо ж им указать, делов-то у них много, вдруг и впрямь запамятовали про нас.
Собрался народ сельский в клубе на сход, да глава Уссурийска приехал к нам из города! (Село-то наше городским округом считается, смех да и только: «село-город»).
Напустились люди на начальство: почему, мол, дорогу в Раковку сделать хорошую не хотите? А глава-то и говорит: «Не могем, мол, казенные денежки на дорогу вашу тратить, дорога-то, чай не городская, а краевая». И ничем, говорит, помочь не могу. С тем и уехал.
Ладно, думаю, похлопочу-ка я за себя да за селян, напишу-ка я письмецо в край, уж у тех-то и деньги есть, да и дорога вроде как за ними числится.
Написала я, пяток лет назад, и ответ мне пришел: может, и будет вам счастье, может, и целых ДВА С ПОЛОВИНОЮ км!!! сделаем, а на боле денег в казне нет.
Написала я тогда самому главному в стране министру по дорогам, тот-то, думаю, точно на всю дорогу наскребет, (длинная ведь она к нам, целых 6 км!). Да только и министр отмахнулся: «не федеральная, мол, дорога-то ваша».
То бишь, что не федеральное, то как бы и не российское выходит? Да еще слово модное в письме том было, «направить по принадлежности». И меня направили. Снова к тем, у которых денег в казне нет.
Вот уж и у меня сын подрос, вот и он в очередь встал. Вот и стоим, уж боле 135 лет в очереди на дорогу уж шестым поколением, да камушки с дороженьки в лобовое стеклышко ловим.
Дойдет ли, очередь наша-то?
Елена СТИПЛЕВИЧ.
На снимке село Раковка Приморского края.
Фото komandirovka.ru