1 июля, день морского и речного флота, в нашем морском городе прошел тихо и незаметно. Немногочисленный митинг у памятника морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной Войны. Массовость обеспечили курсанты морской академии, присланные в приказном порядке. А по другому, наверное, и быть не может, так как наш морской город остался фактически без моряков и рыбаков.
Разворованы и уничтожены такие гиганты мирового флота, как Дальморепродукт, Востокрыбхолодфлот, Приморрыбпром. А сегодня к их числу можно причислить и Дальневосточное морское пароходство, которое ведет отсчет своего рождения еще со времен царя-батюшки. Сегодня в пароходстве, в котором я отработал всю сознательную жизнь, насчитывается 20 судов не первой свежести. А когда-то их было больше 260. И ни одно судно не простаивало без работы. И закономерно возникает вопрос. А почему на сегодня нашего Дальневосточного пароходства, знаменитой ФЕСКО, фактически нет? Почему головной офис оказался в Москве? И кто в этом виноват? Вечные российские вопросы.
Развал пароходства начался в лихие девяностые с приватизации, когда Дальневосточное морское пароходство из государственного предприятия превратилось в частную судоходную компанию. При рыночной экономике, при рачительном хозяине – владельце, казалось, что все лучшее должно становиться еще лучше. Ан нет, не стало, превратившись в лакомый кусок для разного рода проходимцев и подонков.
Да что там какое-то пароходство? Россия оказалась на грани развала. При Ельцине государство российское оставалось главным акционером ДВМП, имея в своем активе 33% акций.
Лично мое мнение, пароходство получило смертельный удар с приходом господина Франка в министерство транспорта. С молчаливого одобрения новоявленного министра и, видимо, за определенный финансовый интерес были уничтожены успешные и крупные пароходства: Балтийское, Камчатское, Сахалинское.
ФЕСКО продержалась дольше всех, так как его возглавлял порядочный и честный человек Виктор Михайлович Миськов. А отстаивать интересы ФЕСКО было очень не просто. Из Москвы был прислан бывший министр морского флота Вольмер, от услуг которого с трудом отбилось руководство ДВМП, массово поддержанное плавсоставом.
Можем же отстоять свои права и интересы, если захотим!
В то время случалось и такое, что взятый в аренду теплоход был просто продан, а деньги присвоены. Подобные попытки Виктор Михайлович пресекал, за что ему сердечная благодарность и уважение. В лихие девяностые, когда вся Россия билась в искусственно созданной нищете, у меня была работа на одном из судов ДВМП. Я получал зарплату без задержек, моя семья не голодала. Ушел на пенсию Виктор Михайлович, а может быть его «ушли», и пароходство стремительно покатилось в «яму». Вечная память этому хорошему человеку, которого уже сегодня нет с нами.
В начале 2000-х годов Дальневосточное пароходство еще было одной из самых крупных судоходных кампаний в России. И московские дельцы давно «облизывались» на этот лакомый кусок. Ведь грузовое судно – это товар, стоящий не один миллион долларов. Чего стоит только многомиллионный долларовый кредит под залог нескольких теплоходов. Деньги присвоить, кредит не оплачивать, и суда уйдут в счет оплаты этого самого кредита. Неприкрытое воровство, за которое никто не ответил. Пример Украины, Черноморского пароходства в Одессе, самого крупного в СССР, которое разворовывалось, полагаю, при участии президента страны Кравчука.
И первое, что сделали москвичи при поддержке министра транспорта Франка, это ввели в состав совета директоров ДВМП двадцатишестилетнего сына премьер-министра России Фрадкова. И очень скоро блокирующий пакет акций ДВМП в количестве 33% был распродан.
А вслед за ним были проданы суда-рефрижераторы в Южную Корею. Самые лучшие суда, самые дорогие. Они приносили хорошую и стабильную прибыль. Не проклятые буржуины за варенье и печенье вредили пароходству и морякам дальневосточникам, а доморощенные мальчиши-плохиши за «зеленые» денежки, возглавляемые министром транспорта Франком, как я считаю.
Кстати, Франк вышел из нашего пароходства. Он, оказывается, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени. А также кавалер ордена «Александра Невского», который получил в 2015 году от Путина. Думаю, из этого следует вывод, что его поддерживает высшее руководство России и в том числе президент Путин.
Франк сегодня президент судоходной компании «СОВКОМФЛОТ», которая одна из крупнейших в Мире и которая на 100% государственная. Все эти великие политики и бизнесмены – менеджеры высшего уровня новой России, могут успешно работать только в тех отраслях, где присутствуют деньги государства?
По моему мнению, после продажи государственного пакета акций ДВМП все покатилось по подлому плану расхитителей. Пароходство купил бывший министр энергетики Генералов. Очень доходная эта штука в России, государева служба. Поработал годик министром энергетики и стал очень богатым человеком, долларовым миллиардером. Владельцем судоходной компании мирового уровня.
При Генералове пароходство не только не развивалось, а еще больше сократилось. Перепродал новоявленный судовладелец ФЕСКО за миллиард долларов товарищу из Дагестана – Магомедову, который нынче сидит в СИЗО за воровство денег у государства при строительстве стадиона в Калининграде.
У Магомедова ума хватило только на распродажу большой части судов пароходства. От деятельности этих, так называемых бизнесменов, в проигрыше нынешние немногочисленные моряки ДВМП. Как они получали мизерную зарплату за свою опасную работу, так и будут получать. А опасная она уже потому, что из этих двадцати судов, оставшихся в пароходстве, многие возрастом больше двадцати лет. Очевидно, такая рухлядь может пойти на дно и при благоприятной погоде.
На примере Дальневосточного пароходства очень хорошо видно, как нашу страну, нашу Россию уничтожали и до сих пор уничтожают не пришлые захватчики, а свои, российские деятели, которые гордо называют себя менеджерами высшего звена, бизнесменами мирового уровня. На практике, видимо, не умеющие ничего создать, произвести. Способные только разворовать то, что было создано не ими?
Будущее поколение россиян должны знать имена тех, кто нанес России и россиянам необратимый вред в угоду личной и подлой выгоде. И тех, силами которых наша Россия скатилась на уровень стран третьего мира. Земля, конечно, у них под ногами гореть не будет. А вот внукам, возможно, стыдно будет, когда они узнают всю правду о своих отцах и дедах. Это хоть и не скоро, но обязательно свершится. И наша страна, наша Россия, снова станет такой, какой была: богатой, мощной и процветающей. Когда честь и совесть снова будут главными чертами характера россиян.
Сегодня мы собрались в Совете ветеранов ДВМП на Алеутской, чтобы получить к празднику моряков и речников по тысяче рублей. Морякам, отдавшим всю свою жизнь морю, обидно за Державу, за родное Дальневосточное пароходство, разграбленное и почти уничтоженное.
Бондарчук Виктор Викторович, бывший боцман ДВМП,
отработавший в компании с 1970 г. по 2013 г.