Левая идея неотрывно, органически связана с идеей справедливости, отбросить которую у огромного количества людей нет ни сил, ни желания. Как утверждают многие, справедливость – невоплотимая в жизнь химера. Но еще больше людей с этим не согласны. И нельзя двигаться вперед, не поняв что же нам с этой самой мечтой о справедливости делать?
Августин Блаженный, которого никак не заподозришь в нынешней партийной ангажированности, писал в IV веке: “Что есть государство без справедливости? Шайка разбойников”.
Чем кончают разбойники, даже самые могущественные, хорошо известно. Часто обладая отменным экономическим, военным и властным потенциалом, эти “уподобившиеся богам” государственные деятели забывали о такой нравственной категории, как справедливость, и оказывались у разбитого корыта. Их успешные государства и империи, державшие в подчинении другие народы и жившие роскошно и красиво, в какой-то момент времени (который историки почему-то пытаются объяснять стечением обстоятельств), рушились с грохотом и исчезали с карт, а их лидеры застывали, как диковинные насекомые в янтаре, на всеобщее обозрение будущих поколений.
Если взять историю общественных катаклизмов – войн, восстаний, революций, то побудительным мотивом к ним чаще всего было стремление восстановить нарушенную справедливость, так или иначе понимаемую участниками далёких событий. Именно по этой причине никакая временная власть не жалует борцов за справедливость.
Её верные чиновники начинают громко возмущаться, что им мешают работать, что у них, честных тружеников, болтаются под ногами с дурацкими советами и популистскими лозунгами, что новый передел сфер влияния кончится плохо и т.д. и т.п. На самом деле это страх за своё благополучие: “Они хотят лишить нас благ, привилегий и спокойствия! Гони их, батюшка-царь! Они покушаются на святое крепостное право! А ещё лучше не смей показывать этих смутьянов по телевизору, не упоминай о них в газетах и журналах! Пусть о них не знает никто!”
Но даже если все газеты и телеканалы в один голос начнут внушать людям, что чёрное – это белое и каждая типография бужет печатать только про это, всё равно найдутся люди, которые будут настаивать, что утверждение “сажа бела, как снег” ложно и потому несправедливо. Назовите этих людей хоть дальтониками, хоть консерваторами, хоть ретроградами и дикарями – они пойдут под расстрел, но от своего мнения не отступятся. Земля круглая! Она вертится! Король голый!
Может быть, земля продолжает вертеться именно благодаря таким людям, жаждущим справедливости.
Слова “справедливость”, “правдоискатель”, “праведный” идут от одного слова, ёмкого и любимого на Руси, – от слова “правда”. Сказать людям правду, пусть даже ценой собственного благополучия, всегда считалось на Руси высшей доблестью.
Можно вспомнить присказку про закон, который, с одной стороны, как столб, который не перепрыгнешь, а обойти можно, а с другой, как дышло, которое как повернёшь, так и вышло, и прочие суждения наших предков об особенностях отечественной юриспруденции. А вспомнив всё это и прибавив к ним случаи из собственной жизни, остаётся только почесать затылок: «Как жить, люди добрые? У кого искать правды, сиречь справедливости?»
Если, например, бандиту, державшему в страхе целый регион и загубившему немало жизней, дают по приговору суда семь лет условно, а голодному бомжу, стащившему в магазине замороженную курицу, полтора года реального срока? А всё по закону, говорят юристы: мы можем и так, а можем и эдак.
Или, например, по указам первого президента России раздали заводы, фабрики и целые отрасли народного хозяйства своим людям, открыто названным, как в фильмах про мафию, семьёй. Ты будешь возмущённо кричать – «это несправедливо!», а тебе в ответ: «зато всё по закону!»
Так что же получается: не все действующие у нас законы справедливы? Или их толкование судьями далеко от наших представлений о справедливости?
Или сами понятия справедливости и законности часто находятся в параллельных, непересекающихся плоскостях, и мы неизвестно чего хотим от чиновников, судей, законодателей и высшего руководства?
Если приглядеться к нашей повседневной общественной жизни, то обнаружится, что имеет место и первое, и второе, и третье.
Но! То, что отсутствует в государственных нормативных актах, присутствует в народном сознании. Потому что закон – это вовсе не то, что вся чиновная рать придумала для своего удобства, а то природное ощущение гармонии и порядка, которое дано свыше и тысячи лет передаётся из поколения в поколение в виде простых житейских заповедей.
Например: «Кто Богу не грешен, тот царю не виноват». Человек, не нарушивший ни одну из Божьих заповедей, не может быть виноват перед земным законом. И народ до тех пор остаётся народом, пока он хранит в себе ощущение справедливости.
Дмитрий Каралис, г.Санкт-Петербург.
Рисунок Elitetrader.ru.