фото

Что мне известно о Великом Октябре? Да ничего! Знаю, что мать всю жизнь мечтала поехать в Москву и увидеть Ленина в Мавзолее. Но попробуй приехать в эту Москву, когда до нее десять тысяч километров.

Что еще ассоциируется у меня с Октябрем? Что было время, когда пенсионеры жили чуть ли не лучше, чем работающие. Во всяком случае, баба Лида говорила, что многие пенсионеры получали пенсию в 120 рублей, а она, работая архивистом в Краевом архиве, получала зарплату в 80. Вот и считай.

Да, соседка Римма Павловна как-то рассказывала (может привирала?), что все больницы, школы и институты были для людей бесплатными. И еще, что квартиры государство давало бесплатно. Но уж в это, понятно, я ни за что не поверю. Мне уже 11 лет, и я понимаю, когда говорят правду, а когда – нет.

Что такое Великий Октябрь? И чем он велик? Такие вопросы я задал сначала себе, и, не найдя ответа, стал задавать людям старшего поколения.

Бабе Лиде, моей бабушке, 81 год. Она многое повидала в своей жизни. Интересно, что скажет?

– Время было беспокойное. Царь не имел никаких способностей управлять страной. Пассивный был и равнодушный. Понятно, что в стране была неразбериха. Пока одни жировали и купались в деньгах, другие подыхали с голоду.

Это сейчас преподносят, что батюшка-царь был добренький и о людях радел. Да ничего он не радел! Половина нации просто была безграмотной! Детская смертность была такой, что из десяти детей дошкольного возраста выживали двое.

Надо было что-то делать. Многие пытались изменить ситуацию, да не у многих получалось. У Ленина и его сподвижников – получилось. Свершили революцию, стали строить новую страну без бедных и богатых. Разве не отличная идея, скажи?

Во всём мире нашу страну уважали, а враги – боялись. Вот что для меня Великий Октябрь! Не будь его, так бы и сидели мои родственники в нищете да при лучине… Только ты не пиши об этом. Я еще пожить хочу. За такие слова меня по головке не погладят. Сейчас принято ругать и Октябрь, и Ленина.

– А о чём мне написать, а, баб Лид?

– Пиши о чём хочешь, только не об этом.

После слов бабы Лиды я всерьез задумался, что же это такое – Великий Октябрь. «Спрошу мать», – подумал я. – «У нее всегда свое мнение, которое она не будет прятать в карман, как баба Лида».

– Как ты думаешь, Великий Октябрь был хорош для нашей страны, для людей? – в лоб спросил я.

– Однозначно хорош. Я вообще за преобразования, за перемены, то есть. Мне сейчас 54 года. Я родилась при Хрущеве, детство и юность, стало быть, прошли при Брежневе, ну, а потом все остальные…

В чём заключалось счастье? Я бы назвала два признака: беззаботность и уверенность в завтрашнем дне. Дети знали, что получат образование. Взрослые были уверены, что будет им работа. Старики не переживали, что будут голодать, так как пенсии были такими, что еще детям да внукам помогали. И всё это благодаря Октябрю. Разве он действительно не Великий?

Ты только это… не пиши об этом. Если на работе узнают, могут и уволить. Мне всего год до пенсии. Не пиши.

Я пожал плечами и приуныл. «Раз Октябрь принес людям столько пользы, почему тогда все пытаются скрыть свои истинные мысли?» – подумал я. – «Мне надо поговорить с отцом. Он юлить не будет, не такой он человек».

– Отец, ты про Великий Октябрь что-нибудь знаешь? Это хорошо, что в стране произошла революция, или было бы лучше, чтобы ее не было?

– Знаешь, я в политике не очень. Но скажу тебе так: когда я фазанку окончил, о работе не волновался. С моей специальностью электромонтажника меня с руками бы оторвали на любом заводе, что, собственно, и было.

Работал на Дальзаводе, зарплата было достойная, отпуск, профилакторий, всё, что надо человеку. Заболел – бесплатное лечение.

Знаешь, что мне запомнилось из семидесятых? Собираясь утром в школу, я всегда слушал радио. Так вот, каждое утро в течение получаса по радио передавали: «требуются слесари, такелажники, докеры, сварщики, мотористы, токари, станочники…» и так до тех пор, пока я не уходил в школу.

А сейчас что? Чтобы работать сторожем, человек должен обить пороги не одного десятка офисов, пройти унизительное собеседование и заполнить резюме, чтобы в итоге остаться на бобах. Как по мне, Великий Октябрь сделал жизнь людей счастливой, в этом меня никто не разубедит.

Только ты об этом не пиши. Начальник узнает, вышибет в два счета. И в школе ничего об этом не говори. Не надо.

«Вот так тему затронул!» – подумал я. Но решил всё же поговорить с еще одним свидетелем свершений Октября, нашей соседкой Людмилой Георгиевной. Вечером зашел к ней да так с порога и выложил, что меня интересует.

– Идея была прекрасная, – начала Людмила Георгиевна. – И люди во главе ее стояли чистые и честные. Себе ничего не хотели, хотели другим, народу. Чтобы жизнь облегчить, чтобы накормить. Никто себе коттеджей за казенные деньги не строил, никто своих чад в Оксфорд не отправлял.

На войну – да, отправляли. И Сталин, и Хрущев, и другие. А в престижные закрытые учебные заведения – нет. Ленин был вдохновителем революции. Человек, бесспорно, умный, деятельный, прекрасный оратор и организатор. Это тебе любой скажет.

Но беда, что он быстро умер, и на смену ему пришли другие люди, которые исказили Ленинские идеи.

Это мое мнение. Я его особо никому не говорю, сейчас это не принято. Сегодня больше ругают Ленина и его идеи. Так что ты не пиши, что я тебе тут порассказала. Я человек одинокий, и так всего боюсь.

«Ну и дела!» – подумал я. Просто наваждение: с одной стороны, люди говорили с теплотой о Ленине и его преобразованиях, а, с другой стороны, боялись высказать свое мнение вслух! Последний, с кем я действительно хотел поговорить об этом, был мой тренер по самбо, Андрей Владимирович. Этот ничего не боится. Скажет, как есть.

– Мне 45 лет, Илья, и я могу рассказать и о Ленине, и о революции. У меня по истории всегда «пятерка» была.

Революция для страны назрела, как нарыв на теле. И с этим нарывом надо было что-то делать. Народ роптал. Плохо было и в деревне, и в городе. Ленин по своей натуре не был ни тираном, ни фанатиком.

Он был умным, рассудительным человеком. Все спланировал, все обосновал. Команду людей собрал вокруг себя, и революция свершилась. Тысячи, десятки тысяч людей выходили на улицы и приветствовали революцию. Значит, она была нужна народу, стране?

Начали строить заводы, дома для рабочих. Молодежь пошла учиться в школы, училища. Вот и мой дед, который в 16 лет имел за плечами лишь год церковно-приходской школы, подался в ремесленное училище, а уже через десять лет стал заместителем директора большого завода!

Не будь Октября, так и гнул бы спину на богатеев, исполняя их прихоти. Ты никого не слушай, если говорят гадости про революцию и ее вождей.

Сейчас любят по телевизору рассказывать про свои дворянские корни, про голубую кровь и аристократические манеры. Вранье это все, вот что я тебе скажу. От начала до конца. Не было у богачей благородства.

Били они нашего брата наотмашь, наживались и почитали хуже животных. Измывались, как только могли. Мне и дед многое порассказывал, да и отец тоже. Ты напиши, Илюха, все, что я тебе сказал. Пусть люди узнают.

Ну, вот, я выполнил свою миссию. Лично для себя я решил, каков он, Великий Октябрь. Теперь вам решать.

Илья Выговский, 11 лет, гимназия № 2.


P.S. Вскоре после разговора мои собеседники изменили свою позицию и настояли, чтобы я написал их мнение под их реальными именами.

От редакции

Никого не слушай, Илья. Лучше подумай сам своей головой. Побывай в Германии, Англии, Франции и других западных странах. Почему они живут гораздо лучше нас, хотя никакого Великого Октября у них не было?

А страх иметь собственное мнение у твоих родственников остался как раз с тех времен, которые они так хвалят. Потому что все инакомыслящие были тогда либо расстреляны, либо в тюрьмах да лагерях.

Правда, сейчас как раз то время и возрождается, опять сажают в тюрьму за инакомыслие и вновь у нас почти безальтернативные выборы. И зря опасаются твои родственники: нынче снова в почете Великий Октябрь, и нынешняя власть старательно возвращает нас в тоталитаризм.