Сначала о известных фактах, не требующих доказательств. Все люди на земле разные, и они находятся в постоянной конкурентной борьбе друг с другом. Сильные, умные, предприимчивые поднимаются наверх, слабые опускаются на дно жизни. Середнячки, которых большинство, живут по правилам созданных первой группой. Если середнячок по воле судьбы попадает «на верх», он меняет правила под себя. В результате чего общество проигрывает однозначно.
Если у людей есть выбор, они выбирают в вожди себе подобных. Умные, талантливые, успешные личности средне - статического человека пугают и раздражают. Как не пугаться и не раздражаться, если явление тебе непонятно. Яркий пример. Россияне выбрали в президенты Горбачева, а не Сахарова. Хотя первый второму и в подметки не годился, что и доказал на практике. Какое большинство, такой и вождь – президент.
Всеобщее среднее образование – это обычный массовый метод тестирования населения, при котором огромная масса людей за десять лет обучения получает на выходе реальное представление о своих способностях. Мы все, заканчивающие среднюю школу, помним, что к окончанию учебы в каждом классе было от силы один – два отличника, около десятка крепких четверочников. И остальные ученики средних и ниже способностей. Школа выявляет талантливых, очень умных и просто умных людей, а страна использует их неординарные способности на свое развитие, направляя на продолжение учебы в высшие учебные заведения. Из этих людей состоит интеллектуальная элита страны, являющаяся основой любого государства, претендующего на лидерство в Мире.
В СССР, в государстве рабочих и крестьян, как и в нынешней России, рабочие профессии не престижны. Может и не презираемы, но считаются уделом не очень умных и не очень успешных людей. В сегодняшней России эту нишу все больше и больше занимают мигранты.
В 1917 году основная масса не образованного населения, примитивно понимающая, а то и совсем не понимающая идей социализма – коммунизма, массово поддержала государственный переворот. Вопрос – почему? А может по простой и понятной причине? Рабочие и крестьяне, это самое большинство страны, захотело жить так же красиво и сыто, как имущий класс. Посмотрите на фотографии тех лет и сравните, как одето дворянство, и как простой народ. Социалисты – революционеры сыграли на этом и внушили, а простые люди поверили, что можно будет не работать, а жить при этом в полном достатке. Вот и поперли, по другому и не скажешь, за красивой, но увы неосуществимой мечтой, которая до сих пор будоражит умы большинства. Многие и сегодня верят, в том числе и наша власть, что можно решить все проблемы разом, упорно не работая. Простой пример. Вроде стоит только найти сборной по футболу хорошего тренера, и российская команда станет чемпионом Мира. И не надо трудиться, возрождая детско – юношеский футбол в массовом порядке, не надо искать таланты по всей стране и в глубинке. Ущербная наивность простаков.
Возьмем факт более приближенный к нашим дням. В СССР фактически не ценилась основная масса интеллигенции. Главный и характерный показатель, низкая заработная плата этой части населения, где то на уровне квалифицированного рабочего. По большому счету профессии врача, инженера, бухгалтера – экономиста были не престижны. В отличие мира капитала, где в основе всего лежит хорошо оплачиваемый умственный труд. И все это от того, что высшее образование в СССР стало доступно большому количеству людей со средними способностями. По законам экономики, которые точны, как математика, на появившейся спрос не мог не откликнуться рынок высшего образования. А так, как законы рынка работают в любом обществе, то в результате процесс поступления в вузы, как и обучение в них, «прогнулись» в сторону личной экономической выгоды преподавателей и соискателей дипломов. В результате на выходе очень посредственный результат. В стране Советов появилась масса не очень компетентных специалистов умственного труда, и катастрофически уменьшилось количество людей рабочих профессий. Закон сообщающихся сосудов: если где то прибыло, значить в другом месте убыло. Ничего не поделаешь, если хорошие слесаря, токаря – фрезеровщики, шофера, строители захотели ходить всегда в костюмах и при галстуках. По понятиям рабоче – крестьянского мышления, работать головой и ходить с чистыми руками, это значит, ничего не делать. Что подтверждает пословица тех советских лет: поучусь – помучаюсь в институте пять лет, зато потом всю жизнь ничего делать не буду. И ничего не делали, что наглядно показывают переполненные техотделы на заводах, отделы техники безопасности на всякого рода предприятиях, забитые младшими научными сотрудниками многочисленные НИИ. В богатой стране Советов было предостаточно мест, где люди трудились не напрягаясь.
Из этих двух примеров следует простой вывод: желание огромной массы народа – всегда закон. И всегда эта громадная масса определяет путь развития страны. Будь она активна, направляемая лидером. Как в случае Ленина и Октябрьского переворота. Так и в полной пассивности, как при правлении страной Сталиным.
Богатая страна СССР могла себе позволить обучать громадную массу населения, создавать под нее не всегда рентабельные рабочие места. И опять же только затем, чтобы выявлять из этой массы таланты: главных конструкторов ракет – самолетов, кораблей – атомоходов, специалистов высшего класса от медицины и гуманитарных наук. В богатой и успешной стране эта система работала и себя оправдывала. Правда, при небольшом минусе. В этой массе новорожденной интеллигенции первого поколения растворялась часть талантов, у которой не хватало сил вырваться из плотного окружения. А для самих средне - статических специалистов, талантливые коллеги были врагами номер один.
СССР мог готовить и содержать армию бесполезной интеллигенции, которая, кстати сказать, снова вернулась туда, откуда вышла, с началом перестройки, с началом рыночных отношений. А нынешней России, проевшей и разбазарившей экономику великой страны, это уже не по карману. И было бы логичней в отсутствие реальной экономики в стране сократить высшее образование в массовом порядке, обратить внимание только на самых умных и талантливых. Но раскрученный процесс получения высшего образования уже работает как самостоятельный бизнес, и не только не сократился, а еще больше разросся. Скоро количество учебных мест вполне может превысить число претендентов. И нужно как то противостоять этому в интересах государства. Надо сокращать высшие учебные заведения, так как сотни тысяч молодых людей со средними способностями и дипломами о высшем образовании заполонили интеллектуальное пространство, и не дают выйти на первые позиции умным и талантливым. Потому что эти самые умные и талантливые в своей основе не пробивные, без связей и денег. А противостоящие им коллеги не для того выучились, чтобы уступать место кому то, пускай даже очень талантливому. Для них вернуться в рабочие профессии смерти подобно. Характерную и вопиющую некомпетентность людей со средними способностями можно отследить на примере Великой Отечественной войны. Громадные потери личного состава Советской армии зачастую случались, мягко говоря, из – за не способных офицеров. Из за людей, которые с трудом и при огромном усилии, получили офицерские погоны. Такие деятели сделают все возможное и невозможное, чтобы их сохранить. За возможность получить очередную должность или звезду на погон, они в войну гробили, по другому и не скажешь, сотни тысяч солдат, что сегодня подтверждено многочисленной хроникой тех военных лет. Яркие примеры этой некомпетентности. За взятие Берлина, которое со стратегической точки зрения было абсолютно не актуально, положили сто тысяч простых солдат и офицеров в звании до капитана. И это при наличии четырех снарядов на квадратный метр площади города. А второй не менее характерный пример, когда человек из шорников, специалистов по изготовлению изделий из кожи, стал маршалом. Жуков, самый главный полководец ВОВ лил кровь простых солдат офицеров, как воду. Ведь личная карьера у него стояла на первом месте. Опять же по статистике, которой плевать на эмоции, выдающийся полководец не выиграл ни одного сражения при наименьшем количестве солдат и военной техники. А от битвы в конце войны за Зееловские высоты в Германии вообще открестился, свалив вину за огромные потери на Сталина. Являясь вторым лицом в Советской армии, отдал невнятный приказ о приведении в боевую готовность войск Западного округа всего за четыре часа до начала войны, глухой ночью. Забота о собственном благополучии и личной безопасности этого человека, вылились в громадные потери в первый месяц войны. Статистика говорит, что только за июнь – август 1945 года погибли или были взяты в плен три с половиной миллиона солдат и офицеров Советской армии.
А главная опасность для страны и народа, это люди со средними способностями, пробившиеся на высшие государственные должности. Что доказывает характерный пример из истории нашей многострадальной страны: Горбачев, Ельцин, Путин. Как говорится, комментарии излишни. Страна опускается все ниже и ниже в рейтинге развитых и успешных стран. Народ живет все хуже и хуже, за исключением немногочисленной прослойки, находящейся у власти.
Но чем сегодня грозит нашей России массовое производство низко квалифицированной интеллигенции, когда почти разрушена массовая промышленность, загублена наука, теряет квалификацию медицина? Мол, пусть себе учатся, образование еще никому не помешало. Оказывается мешает, и очень сильно. Чтобы ответить на этот вопрос, надо просто проследить путь молодого человека со средними способностями, очень желающего получить высшее образование, мечтающего ходить всегда в костюме, в галстуке. Это относится больше к городскому жителю, у родителей которого имеются определенные финансовые возможности. У умных, но бедных молодых людей из российской глубинки шансы пробиться в столичные вузы равняются практически нолю.
И так, в школе, чтобы в аттестате были хотя бы четверки, подключаются репетиторы, которые натаскивают будущего соискателя диплома по основным предметам и готовят непосредственно к поступлению в институт. В выпускном классе ученик поступает на курсы при том учебном заведении, в котором планирует учиться. После окончания этих курсов получает дополнительный бал на вступительных экзаменах. А в это время родители будущего студента налаживают связи в этом же институте. Преподаватели которого не бескорыстно, и можно сказать с радостью идут им навстречу.
И вот первый этап закончен. Молодой человек поступил и окончил институт, проучившись – промучившись пять лет. Куда он пойдет делать карьеру при очень средних способностях и не очень фундаментальных знаниях? На производстве, на реальной работе, которой в нашей стране сегодня очень мало, и на которую очень много более успешных соискателей, он если и пробьется, то скорее всего не удержится. На такие вещи репетиторы не натаскивают. На реальном производстве нужен реальный результат. Типичный пример морская работа. Ежегодно выпускается много специалистов, а удерживается на флоте не больше двадцати процентов. На капитанских мостиках, в кабинах громадных самолетов, на сложных производствах и в медицине, нужны специалисты не по диплому, а по делу. И тогда встает вопрос, куда пойти трудиться дипломированному специалисту, который по большому счету таковым не является. Вот и пробиваются такие деятели всеми правдами и неправдами в коридоры исполнительной и законодательной властей. В общем, идут в чиновники. Потому что там выявить не очень способного сотрудника сложно. Да там не очень то и востребованы профессиональные качества. В коридорах власти более важны такие понятия, как лояльность, преданность, исполнительность. Именно в коридорах власти середнячки сбиваются в очень дружные команды, не допуская в свои ряды умных, не говоря уже о талантливых. Кому приятно «отсвечивать» на их фоне своим не очень крутым интеллектом.
С каждым годом таких выпускников вузов все больше и больше, и соответственно класс чиновников уже разросся в России до чудовищных размеров, превысив количество чиновников в СССР на порядок, а то и на два. И это все на фоне всеобщей компьютеризации страны. На каждого чиновника в структурах власти свой персональный компьютер, которому под силу заменить сто, а то и больше, так называемого кабинетного «планктона», белых воротничков. Вот от этого и «хромают» законы в стране, буксует экономика. В результате страдаем мы, простые граждане России. И вот уже какое десятилетие мы не живем, а элементарно выживаем. Чтобы не быть голословным в таком важном утверждении, давайте посмотрим на биографию любого нашего политика или чиновника высшего звена власти. Ни один из них, ну по крайней мере 90% не работали ни в каких серьезных структурах: космонавтики, тяжелой промышленности, образовании, медицине. А если и работали, то не на главных направлениях, не были ведущими специалистами, и нисколько не преуспели в трудовой деятельности на благо нашей Родины. Президент Путин и премьер Медведев тому наглядное подтверждение. Первый то ли шпионов ловил в братской социалистической стране, то ли сам был этим самым шпионом. И не очень преуспел в этой деятельности, дослужившись всего до майора. Подполковника получил в связи с выходом на пенсию. Тот же Иванов, который его моложе, генерал – полковник. Медведев преподавал в университете ни шатко, ни валко. Был одним из многих, но ни как ни лидером и ярким ученым. Президент и премьер стали «большими» людьми исключительно благодаря власти. Лишись они ее сегодня, завтра о них уже никто не вспомнит в плане хорошего и позитивного. Пример Горбачева и Ельцына. Потеряются среди тысяч себе подобных. Где сегодня великие политики и государственные мужья Приморья Наздратенко и Толстошеин? Кто о них сегодня вспоминает? Да никто, как будто их вообще не было. Не в пример бывшему и мэру Виктору Черепкову, имя которого на слуху и без власти. А какие краснобаи были, какие профессионалы на словах. После их многолетней деятельности экономика Приморья оказалась в плачевном состоянии.
Но вернемся к нашим «баранам», то бишь к ЕГЭ. Как лично я понимаю, авторы этого проекта радеют за процветание нашей Родины, нашей России. Ведь решились на очень неординарный шаг, введя фактически показатель интеллекта по подобию иностранного IQ. Показав при помощи этого экзамена, кто есть кто в плане умственных способностей. Если математику на сто процентов сдает один выпускник в городе Владивостоке, а остальные пишут письмо президенту, в котором жалуются на неподъемно трудное задание по алгебре, то выводы более чем красноречивые. А представляете, какой сокрушительный удар нанесли авторы ЕГЭ по столичному высшему образованию, по столичной преподавательской мафии, лишив ее очень большого куска хлеба с маслом и колбасой. Ведь самые большие взятки при поступлении в вузы были в Москве. Представляю кислый вид столичных преподов, когда к ним в вуз поступили умные, но бедные студенты из далекой провинции, из Мухосранска. Как они презрительно называют иногородних россиян.
Эти два шага должны по логике вести к третьему, основному, ради которого все это и затевалось. Созданию двух – трех учебных заведений для российских молодых талантов, наподобие Кембриджского, Оксфордского или Йельского университетов. Ведь сегодня наши российские элитные учебные заведения, такие как МГУ, МГИМО, высшее техническое училище имени Баумана может и соответствуют своему статусу, но оккупированы детьми российских толстосумов. Такое впечатление, что туда может сегодня поступить любой желающий за деньги. Если, конечно, он не дебил в полном смысле этого слова.
Это великая, но увы, скорее всего, не осуществимая задача, отделить умных и талантливых от всех остальных при помощи сложного экзамена. Так как противостояние ЕГЭ все больше и больше набирает обороты. Будущие студенты жалуются президенту, преподаватели дружно восхваляют советское образование, подключая себе в помощники влиятельных и авторитетных людей России. Общественность закатывает от ужаса глаза и предрекают чуть ли на массовое самоубийство детей – школьников, очень сильно боящихся этого самого ЕГЭ. Все дружно осуждают обыски детей перед экзаменом, и стыдливо молчат, когда у тех находят телефоны.
Будет очень обидно, если через пару лет все вернется на круги своя, и ЕГЭ превратится в пустую формальность. Уже вроде как можно пересдавать экзамены, пока не добьешься лучшего результата, чем предыдущий. Очень нежелательно для страны, и для нас с вами, россияне, чтобы снова заработал хорошо отлаженный бизнес образования. Ведь так же останется масса ненужных институтов, которые будут готовить ненужных специалистов в товарном количестве: юристов, экономистов, журналистов, менеджеров на любой вкус и цвет. А молодые люди, получив заветный диплом, пойдут работать продавцами – консультантами. И снова наша Россия останется на том месте, где сейчас и находится. И еще одно, для справки. Уже не одно десятилетие теоретический экзамена на вождение автомобиля сдают по системе ЕГЭ, И никто на это не жалуется. Ведь в этом вопросе нужен именно результат, а не формальная отписка.
Это личное мнение автора, не претендующего на неоспариваемую истину. Вопрос сегодня очень актуальный, и мнение любого российского гражданина очень важно для благополучия нашей страны, нашей России. Другой то у нас нет, и не будет.
С уважением,
Виктор Бондарчук