Помимо мучительной смерти и вырванного сердца приписали Бонивуру огромный авторитет среди молодежи, членство в обкоме РКСМ и участие в съезде.
«Я проверял списки членов съезда, подпольщиков, но нигде не нашел упоминаний о Бонивуре, – говорит Юрий Филатов. – В 1950-х годах выдумывали новых героев взамен погибших реальных».
Настоящие большевики-подпольщики сквозь зубы возмущались этой легендой и в своих мемуарах о Бонивуре упоминали вскользь. В конце 60-х годов ХХ века дальневосточные моряки рассказывали, что в одном из портов Канады они встречались со старухой, которая говорила, что ее сын Виталий Бонивур погиб незадолго до прихода красных. Подобное продолжение легенды не укладывалось в официальную канву жизнеописания героя и потому всячески пресекалось. Тем более, что впоследствии по роману был снят одноименный фильм.
«Летом 1922 года Виталий Бонивур служил связным в отряде имени Карла Либкнехта, – рассказывает историк Юрий Филатов. – На соседнем хуторе жила его возлюбленная. Ночью он пошел к ней, по пути наткнулся на казачий разъезд. Виталий бросился бежать. Казаки его догнали и прямо на скаку рубанули шашкой. По одной версии, этот удар оказался смертельным, по другой – еще живого доставили в отряд и там расстреляли».
«Где настоящая могила Бонивура точно никто не знает. Его родители с приходом красных партизан уехали за границу», – добавляет краевед.
Получить всесоюзную известность спустя 30 лет после смерти – случай почти библейский. Простой паренек, ничего путного не совершивший, становится кумиром миллионов только потому, что писателю-сказочнику заказали роман?