В январском выпуске «АВ» №3 (1192) под рубрикой «История» опубликован материал «НЕАДМИРАЛЬСКИЙ СКВЕР». Автор – председатель ППРОПЗОО «Российский Мемориал» Юрий Трифонов-Репин.
Однако ни историей, ни памятью, на мой взгляд, там и не пахнет.
Автор пытается историю не восстановить, а перевернуть с ног на голову, навязывая читателю не память, а какую-то ЗООлогическую ненависть к прошлому Приморья. Памятник Сергею Лазо из Адмиральского сквера предлагается перенести на станцию Лазо, якобы с благими намерениями – создать там музейный комплекс. А по сути – убрать его с глаз долой в глубинку, чтобы люди забыли человека, отдавшего жизнь за свободу Советского Приморья.
«За эту русскую землю, на которой я сейчас стою, мы умрем, но не отдадим ее никому». Эти слова принадлежат Сергею Лазо. Теперь они стали надписью на монументе.
Досталось и писателю Александру Фадееву. Он и «драпает» из-под Сучана, и партизанит «по поддельному паспорту», и в наследство нам оставил, оказывается, не яркие книги, не пример патриотизма, а «внебрачную дочь Маргариту Алигер, любимицу вождя, которая после смерти Сталина эмигрировала из СССР».
Что касается М.Алигер, то «наследство» для литературы ценное! Как и книги ее отца «Особый Коммунистический», «Разгром», его ярко и совестливо прожитая жизнь. Это вам не глумливые воспоминания о плененных партизанах, которых нагайками и угрозами казачий атаман принуждал петь «Боже, царя храни!». И эта сцена – единственное доставшееся духовное наследство?!
Автор предпочитает забыть, как драпали залившие кровью Приморье, спасаясь от возмездия, все эти «псы-атаманы» и белогвардейцы, чьим «дворянским лоском» умиляется автор. Как вырезали звезды на груди. Как вырывали сердце у еще живого, молчавшего под изуверскими пытками юного партизана Виталия Баневура.
У него и атаман Калмыков – душка. Когда автор говорит о том, что тот лично пытал в подвалах контрразведки снятых с «поезда смерти» коммунистов, и вместе с казаком-бандитом Бочкаревым приложил руку к кремированию в топке паровоза Сергея Лазо, Алексея Луцкого и Всеволода Сибирцева, то сопровождает эти неопровержимые факты словечками «дескать», «якобы». По его мнению, заживо сжечь в паровозной топке людей – КРЕМИРОВАНИЕ? Во всем мире это называется иначе – ПРЕСТУПЛЕНИЕМ и ЗВЕРСТВОМ!
Фашисты тоже, получается, КРЕМИРОВАЛИ узников лагерей смерти?
По роду работы мне приходится встречаться с самыми разными людьми. Так вот, в Спасском районе есть маленькое село с ясным и чистым именем – Васильковка. А в нем – старое кладбище, на котором захоронены четверо партизан, изрубленных на куски, «якобы», тем самым Иваном Калмыковым с его озверевшими белоказаками. Из уст в уста передают жители Васильковки этот потрясающий по жестокости факт.
Когда насытившиеся кровью беляки покинули Васильковку, местные жители похоронили погибших на маленьком кладбище в лесу. И до сих пор ухаживают за могилами. Они не «запамятовали» это преступление – и память эта – долгая и цепкая!
А еще есть у нас село Ново-Русановка. Первые его поселенцы – из казаков. И они помнят «пса-атамана» Калмыкова. Помнят, как пытали и казнили 17-летнего юношу за то, что не выдал брата-красноармейца.
Спасская земля щедро полита кровью народоармейцев и партизан. Именно здесь был один из сильнейших укрепрайонов Приморья. Именно сюда призвали «белые и пушистые» интервентов – японцев. И здесь стоят памятники героям тех лет. Например, мемориальный комплекс 400 замученным героям гражданской войны на Дальнем Востоке. Сохранилось здание, в подвалах которого пытали партизан и красноармейцев.
Ненависть автора к «красным» понятна: его дед – бывший атаман Иманского казачества, «осужденный тройкой ОГПУ» и отсидевший. Тот самый, который «разгромил-разогнал» (якобы) партизанский отряд Иосифа Певзнера.
Автора возмущает, что монумент Сергею Лазо во Владивостоке установлен на фундаменте памятника адмиралу Завойко и, тем самым, как бы вытравлена память о человеке, под чьим командованием в ХIХ веке гарнизон Петропавловска-на-Камчатке «обратил в бегство англо-французскую эскадру боевых парусных и паровых кораблей».
Но что делает сам автор? Он, по моему убеждению, пытается «перелицевать» историю Приморского края! Начиная с периода гражданской войны. Ему, например, судя по всему, не нравится и стоящий на центральной площади Владивостока памятник «неизвестным народу» Борцам за власть Советов.
Народу-то они известны! Да и автору – тоже. Кого же тогда «громил» его дед-атаман? Сам же пишет – «пленных партизан». И борцов за власть Советов он называет поименно. Правда, они ему (во всяком случае, лично у меня создалось такое впечатление) очень не нравятся.
«Мемориал» – от слова memory – память. Она, конечно, у каждого своя. Однако я, по наивности, думаю, что у «Российского Мемориала» цель – по крупицам собирать историю, а не пытаться перекроить ее по личным калькам.
Ольга Купчинская.
Спасский район.