С 9 по 11 октября 2015 года в культурной жизни Московской области состоялось уникальное событие. В культурном центре имени Любови Орловой прошел Международный фестиваль музыкантов-исполнителей на старинных струнных щипковых инструментах «Садко».
После концертной программы в последний день фестиваля состоялось заседание круглого стола с участием руководителей коллективов и профессионалов в области старинных струнных щипковых инструментов. В дискуссии приняли участие художественный руководитель государственного оркестра «Гусляры России», народный арстист России Ю.Т. Евтушенко, художественный руководитель, дирижер ансамбля народных инструментов «Финист Балалайка» и кандидат искусствоведения Е.А. Зайцева.
В ходе заседания круглого стола его участники делились опытом и комментировали каждое выступление. При наличии некоторых замечаний, как отметила кандидат искусствоведения, доцент Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке, Елена Зайцева, все коллективы выглядели на высоком уровне мастерства и не ударили в грязь лицом.
«Особенно хочу отметить профессионализм арстистов из Пскова и Сыктывкара», – сказала Елена Зайцева.
А затем в ходе дискусси за круглым столом коснулись проблем, с которыми приходится сталкиваться ансамблям народной музыки, в частности, исполнителям на старинный струнных щипковых инструментах.
По мнению руководителй коллективов, профессионалам в области народной музыки, которые после окончания вуза принимают решение работать по професии, приходится сталкиваться с рядом проблем, и прежде всего с недостатком финансирования народных ансамблей и мизерными зарплатами.
В связи с такой ситуацией, как снежный ком, растет другая проблема – недостаток кадров. В подобных ансамблях остаются работать представители старшего поколения. Многие из них прошли через различные формы повышения квалификации и худо-бедно адаптировались в новых экономических условиях. Но старшее поколение отживает, а специалистов, готовых прийти ему на смену и поддержать традиции развития народной музыки, единицы.
После окончания вуза специалисты в области народной музыки не работают по специальности, а те, кто работает в народных коллективах, вынуждены подрабатывать на нескольких работах. В таких условиях нет абсолютной возможности развиваться и в полную меру расти профессионально. Трудности подобного рода грозят обернуться бедой. В такой ситуации поддержка государства просто необходима.
«Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа и важнейшей составляющей частью культуры, – говорят организаторы конкурса. – Вытеснение фольклорных и народных традиций из нашей жизни приносит непоправимый ущерб нашему обществу и творческому развитию отдельной личности.
Мы должны способствовать тому, чтобы связь между поколениями и возрастными группами не прервалась. Для преодоления проблем в этой области нужно поддерживать народные коллективы: в современных условиях постоянного недофинансирования культуры им, действительно, порой приходится выживать».
Молодежный журналистский клуб «Репортер»,
студия ТМТ
Фото www.afisha.ru