У пенсионеров больше свободного времени, поэтому они чаще пишут в редакцию, иногда просто для того, чтобы поделиться наболевшим, не надеясь ни на какую помощь, понимая, что редакция не всесильна. Это известный психологический способ снять напряжение, расслабиться. Ведь письмо в любимую газету сродни письму близкому человеку, другу.
На этой странице мы стараемся в первую очередь разместить те из них, где говорится о животрепещущей проблеме. Поэтому мы публикуем далеко не все ваши письма, наши дорогие читатели. Во многих из них слова благодарности за смелость, правду. Мы очень признательны вам – без такой обратной связи нам было бы на много труднее.
Не хочется о грустном, но приходится. Иногда (к счастью) приходят письма, не подлежащие прочтению – слишком черновые, бывает, на листках-обрывках, которые и не сразу разберешь, в каком порядке нужно читать. Редактировать такие письма очень трудно, не говоря о том, что на это, порой, уходит немало времени.
Хотим предупредить – не удивляйтесь, если ваше письмо не было напечатано по указанным выше причинам, даже если после настойчивых просьб вы будете убеждать нас, что оно «очень важное». Мы не будем расшифровывать письма – «черновики», в том числе, если они написаны от группы или по просьбе ряда лиц.
Предпочтение отдается письмам с указанием на конкретные проблемы, факты, а не общие рассуждения о том, как все кругом плохо и сомнительные рецепты «спасения человечества».
Красной нитью во многих письмах проходит мысль – при социализме было лучше. Редко, но бывает и более категоричное: капитализм – абсолютное зло, социализм – идеальное общество.
Пользуясь положением человека, пожившего уже в сознательном возрасте и при социализме, осмелюсь прояснить и свою позицию. Мне ближе позиция тех ученых, которые, осознавая невозможность построения идеального общества, признают более справедливой и оправданной идею интегрального общества: комбинацию социалистических и капиталистических преимуществ. Современная реальность доказала, что наибольшего успеха добиваются страны, в которых существует такой симбиоз.
Ликвидация частной и внедрение общественной собственности на средства производства не ведет к построению «оптимального» общества. Социализм порождал новый правящий класс: партийно-государственную номенклатуру, фактически тех же эксплуататоров, обладающих нередко бесконтрольной и беспредельной, «надзаконной» властью. Социализм, запрещающий конкуренцию и предпринимательство, отдавший государству рычаги управления социально-экономическим, научно-техническим прогрессом привел к их торможению, почти непреодолимой отсталости от таковых в капиталистических странах. Достаточно вспомнить качество такого общеупотребительного товара, как, например, автомобили.
Рискуя навлечь неприятие «ярых» демократов, осмелюсь согласиться и с тем мнением, что примененная у нас «шоковая» терапия привела к созданию бюрократии, вполне сопоставимой с бюрократией социалистической, не говоря об олигархах–«тружениках», фактически ограбивших остальную часть населения. Практика других стран доказала, что этого можно было избежать.
Такие динамично развивающиеся страны, как Китай, Вьетнам, Индия. Казахстан, Скандинавские страны, Бразилия, каждая из которых имеет конечно же свою «специфику» и особенности развития, используют гибкие плановые регуляторы и налоговые, бюджетные, законодательные инструменты, социальные рычаги, которые не допускают резких контрастов между богатыми и бедными, направляют капитал в то русло, которое выгодно всем. Так, во Вьетнаме, оказывается, только один миллиардер, а население всего в полтора раза меньше нашего.
И эти страны не застрахованы от экономических кризисов, но темпы роста их экономик остаются высокими, особенно в сравнении с нашей страной, фактически превращенной в сырьевой ресурс мирового капитала. Полное разрушение социализма у нас привело к резкому перекосу, другой крайности – дикому капитализму со многими его неприкрытыми язвами.
Возможно ли исправить ситуацию мирным путем, не доводя до новых революций? – вот вопрос, который нужно решать как можно скорее. Ведь вряд ли те, кто награбил и продолжает грабить, отдадут не свое сами. Есть ли им чего опасаться сейчас? На мой взгляд, нет.
В частности, из-за инфантильности или страха граждан, и наличия таких «дармоедных» структур, как «силовики». Содержатся они на налоги граждан, которых растерзают по первой команде «фас» от своих работодателей, которых и считают кормильцами.
Счастье отдельного человека зависит во многом от устройства государства, но даже в супер-справедливом обществе можно быть несчастным и в далеком от совершенства государстве обрести счастье. И счастье любви, и счастье творчества, и счастье эстетического удовольствия от чтения гениальных стихов или звуков прекрасной музыки.
Чем старше, тем больше, на мой взгляд, нужно ценить мелкие счастливые моменты жизни. У вас адекватные соседи? Вы не представляете, какое это счастье, если – да. Сегодня не болит ничего? Сверхсчастье. Ваш пес лизнул вас по руке или щеке? Правда, очень жаль тех, у кого нет собаки или кто не может позволить себе такой «роскоши»?
Очень радуют письма, к сожалению редкие, в которых читатели высказывают озабоченность происходящим на нашем телевидении, в основном, на центральных каналах, общим состоянием культуры в обществе.
Некоторые пытаются критиковать это в стихах. Не обижайтесь те, чьи стихи не были напечатаны. Напишите прозой, так у вас получается лучше. Да и вообще, культура – это ведь, в глубоком значении, единоличное состояние души, своего рода «вещь в себе». Может быть, только благодаря ей еще не теряешь окончательно надежду и находишь постоянно теряемую веру в людей, Бога, себя. Убеждена, что любой, самый глухой к прекрасному, послушав сонату №23 из «Аппассионаты» Бетховена в исполнении 16-летнего Даниила Харитонова, призера 15 Международного конкурса Чайковского, вдруг подумает: может, не все еще в этом мире потеряно, может, еще что-то возродится? И почувствует себя счастливым хотя бы на мгновение. Чего и вам желаю.
Светлана Мазурина.
На снимке: Даниил Харитонов.
Фото www.bgproxy.net