Прощание с книгами было деловым и коротким. Абоненты сдавали книги недочитанными, а когда библиотекарша Мария Ивановна принимала их, через плечо уже была перекинута сумка с красным крестом.
В последний раз окинула взором Мария Ивановна уютную комнату библиотеки, стол с газетами, книжные полки. Здесь каждый переплет, каждый книжный корешок помнил прикосновение ее теплых рук. Наступили суровые дни войны, и каждый из них был отмечен жестокими боями.
В самый разгар боя Марию Ивановну можно было встретить на батареях артиллерийской части. Она делала перевязки под огнем, выносила раненых с поля сражения.
Мария Ивановна научилась ползать по-пластунски, разрывать локтями землю, зарываясь в нее как можно глубже. Неужели вот эта женщина в армейских сапогах – та самая библиотекарша, которая всегда говорила шепотом, боясь помешать читателям, и так пеклась об опрятности и уюте в читальне?
Однажды на дороге по пути в санчасть товарищ Ткаченко подверглась сильнейшему обстрелу и бомбежке.
– Шофера ранило! – донесся до Марии Ивановны чей-то встревоженный возглас. Очевидно, человек кричал, но голос его заглушенный гулом боя, был едва слышен.
Мария Ивановна бросилась к раненому. Это был шофер Кожевников. Он упал около машины на обочину дороги и держался руками за окровавленную голову. Через мгновение сестра была уже рядом, в ее руках забелел бинт.
В этот самый момент в грузовик со снарядами угодила вражеская мина. Взрыв следовал за взрывом. Как вся обстановка боя была далека от тишины читального зала, которую нарушал только шелест страниц или чьи-то приглушенные шаги. Но бывшая библиотекарша не потеряла самообладания и присутствия духа, работала с такой же ловкостью и сноровкой.
Кругом летали осколки, но женщина не выпустила из рук бинта, не бросила раненого, а прикрыла его от осколков своим телом, и сама уцелела по счастливой случайности
Еще несколько минут тому назад Кожевников смотрел широко раскрытыми глазами. Сейчас к нему вернулось сознание и раненый доверчиво положил голову на плечо сестры. Грузовик с боеприпасами уже горел, и вот-вот могли раздаться новые взрывы. После того, как Мария Ивановна окончила перевязку, она оттащила раненого в липовую рощицу, подальше от горящей машины.
Кожевников не единственный абонент библиотеки, который стал пациентом медсестры Марии Ивановны и обязан ей жизнью. Несколькими часами позже Мария Ивановна спасла жизнь воентехнику Образцову. Он получил пятнадцать пулевых ран и мог бы погибнуть от потери крови.
енщину с санитарной сумкой не остановил сильнейший обстрел. Тут же на движущемся грузовике она сделала перевязку Образцову.
Все это подробности одного лишь фронтового дня. Сколько уже таких дней было!
В те дни войны бывшей библиотекарше, которую все почтительно называли Марией Ивановной, только что исполнилось 19 лет.
Мы поздравляем героического санинструктора времен Великой Отечественной войны Ярославцеву Марию Ивановну с юбилеем Победы!
Омрачили вашу юность раны
молодых и пожилых солдат,
но спасали вы на поле брани,
невзирая на разрывы бомб, кромешный ад.
Подвиг ваш в сердцах и душах наших,
Вам мы кланяемся до земли,
пусть пореже ноют раны ваши
и счастливым будет путь, что впереди!