фото

В СМИ постоянно сообщают о нарушениях и преступлениях полицейских. А сколько еще остается неизвестных!

Не сказать, чтобы ничего не предпринимали. ГАИ переименовали в ГИБДД. Милицию обозвали полицией. Форму улучшили: тульи стали выше фуражек. Откуда же тогда берутся преступники во всех этих декоративных нарядах?

Защитники полиции обычно ссылаются на сложность их работы, экстремальные условия и опасность. Так ли это?

Не так давно имел удовольствие пообщаться с полицейскими в совершенно спокойной тепличной обстановке.

Волокита... и никакого результата

Регистрация и перерегистрация оружия – одна из функций полиции. Это нужно охотникам, охранникам и гражданам, имеющим оружие для самообороны. К одной из этих категорий отношусь и я.

До этого в лицензионную группу полиции обращался не раз. Приходилось платить пошлину, не всегда понятную, но, кроме этого, никаких проблем не возникало.

И вот в марте этого года пришлось вновь обратиться. Получил две новости – одну хорошую, другую...

Лицензионная группа перешла в новое помещение. Пошлина уменьшилась значительно – до 10 и 30 рублей. А вот стиль работы...

Чтобы уплатить эти деньги, нужно сходить в Сбербанк и за оформление оплатить еще по 20 рублей за квитанцию.

Информация на стенде неполная и нечеткая. Одна и та же процедура именуется по разному: то продление, то перерегистрация. Объявление о времени приема – с 19 марта. А как же быть до 19? Ведь просрочка – это нарушение.

Ладно, дождались. Прием только в рабочие дни и в рабочее время. Всего два дня в неделю по три часа для каждой из двух категорий посетителей. Принимают один или два работника. В тесном коридоре собирается по тридцать человек. Периодически проходят «более равные». Они оформляют вне очереди, не спеша беседуют и снова приходят.

Заполнить заранее заявление нельзя. Бланки выдают только после сдачи документов и их проверки. Их заполняет сам обратившийся, уже сидя на приеме. Большинство занявших очередь не успевают и приходят снова. И вновь выстаивают длинную очередь.

Некоторым назначают время явки. Но это ничего не дает. Так и будут стоять в очереди. Мне повезло. Я высидел только три раза по полдня. К концу второго мои документы проверила их работница. Она подтвердила правильность заполнения. Но сдавать пришлось в следующий прием.

Все это крайне неприятно. Но я старался списать все эти недостатки на молодость работников и их неопытность. Но последний эпизод привел к иным убеждениям.

Бесконечные очереди

Отсидев еще пару часов, я, счастливый, сидел перед инспектором. И тут выяснился страшный недостаток. Я уплатил 30 вместо 10 рублей. Все – квитанция считается неправильной. Мне сказали, чтобы я шел в банк и оформлял новую. А это значит, что потом я буду сидеть еще два-три часа в коридоре. Я предлагаю варианты: принять квитанции, за которые я уплатил по 30 рублей и говорю, что претензий иметь не буду или взять квитанции по обещании принести новые при получении лицензии. Ответили категорично – нет и все. Пришлось подчиниться. Я сбегал в Сбербанк, уплатил по 10 рублей и, спасибо тем, кто стоял в очереди, успел сдать документы.

Сотрудники мне не хамили. Но получилось, что с каким-то удовольствием направили меня, немолодого человека, в поход за квитанцией. Оказалось, что оплата уже зачислена на их счет. И они об этом знали.

Возникает вопрос, что заставляет их так не любить граждан? Сложности, экстремальные условия и опасности?

Ничего такого! У них чистый кабинет, тепло и совершенно безопасно. Сложности никакой – проверь документы и выпиши новые. Посетители в очереди все спокойные и организованные. Куда им деваться?

Причны явны, кроме одной, постоянной для любого чиновничества – им нравится сама возможность манипулировать людьми? И тут уже ничего не сделаешь... Это уже психопатология?

Не евсюковы, не казанские насильники, но порою бесчеловечны

Мне эта тема близка. В молодости сам служил в милиции. Не буду преувеличивать, не все было гладко. Но тогда, очнувшись от сталинского террора, государство в значительной мере повернулось к человеку. Упор делали на воспитательные и предупредительные методы. И мне не поверят, но взяток не было.

Потом 40 лет я наблюдал за милицией со стороны – работал адвокатом. Пришлось побывать в ролях потерпевшего и незаконно задержанного. Насмотрелся всякого.

Известный адвокат Семен Ария сказал о судах: «Даже при коммунистах суды выглядели достойнее». То же я могу сказать и о полиции. И это понятное дело, больное государство – значит больные «органы».

Инспекторы – не евсюковы, не казанские насильники – вполне симпатичные молодые люди спокойно с улыбкой говорят: «Ничего, еще раз придете!» Они постоянно напоминают, что они люди в погонах, и им что прикажут, то и....

«Жалуйтесь нашему начальнику», – продолжают они. И никакого чувства стыда за длинную очередь и даже за свои ошибки. Слово «извините» похоже не из их лексикона. Это, я думаю, уже выработанный и устоявшийся стиль учреждения.

За долгие часы стояния в очереди мы много обсуждали отношение к нам и порядок, высказывали разные предположения. Многие связывали такое положение с мизерной пошлиной. Думать можно все. Мне кажется, что главная причина в другом. Посетителя нужно если не любить, то хотя бы уважать. Но почему-то, как я думаю, в полиции этого делать не принято. Возникает вопрос, почему? Ведь это, как мне кажется, должно быть кредо полицейского: помочь человеку справиться с его проблемой. Но все не так. И отсюда складывается менталитет современного полицейского.

Наконец, я получил документ. Потратил на это чуть больше месяца, просидел в очереди по три часа шесть раз.

И не испытал ни радости, ни уважения к полицейским. И сказал что-то недоброе. Но ничего не нарушил. Рашид Гумарович что-то говорит о заботливых полицейских. Оно-то хорошо, что их переименовали. А может, еще разок их переименовать?