фото

На топливном рынке в Приморье – проблемы

В общественные организации «Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей», в Приморское отделение Общероссийской общественной организации «Опора России» в последнее время постоянно поступают обращения от предпринимателей Дальнего Востока и Приморского края по поводу ситуации, сложившейся на топливном рынке региона.

Независимые розничные продавцы автомобильного топлива обращают внимание, что в последнее время они сталкиваются с недобросовестной конкуренцией со стороны крупных компаний, что является, по их мнению, нарушением федерального законодательства.

Поддержка малого и среднего бизнеса, улучшение делового и инвестиционного климата в Российской Федерации, развитие экономики и инфраструктуры Дальнего Востока объявлены приоритетами государственной политики. Однако существующее положение дел на топливном рынке регионов ДВФО противоречит данным приоритетам.

Как известно, основная часть нефти добывается в России несколькими вертикально интегрированными компаниями, которые владеют мощностями по добыче нефти, ее переработке, а также сбыту топлива, в том числе, розничными сетями автозаправочных станций. На Дальнем Востоке таким предпринимателем является ОАО «Роснефть» в лице своего дочернего подразделения ООО «РН-Востокнефтепродукт». Еще одна компания перерабатывающая нефть и реализующая автомобильное топливо через сеть собственных АЗС-НК «Альянс», подконтрольная Независимой нефтегазовой компании, которой владеет бывший топ-менеджер «Роснефти» Эдуард Худайнатов.

Дальневосточники полностью поддерживают планы ОАО «НК «Роснефть» по реализации нефтегазовых проектов в регионе и ожидают, что это ведущее российское предприятие не только станет локомотивом развития нефтехимической отрасли на Дальнем Востоке, но и даст мультипликативный эффект для развития многих других направлений экономики ДФО. Однако пока сложившаяся на рынке ситуация в отрасли, как в оптовом, так и в розничном сегменте, конкуренции не способствует.

Разгон инфляции атакует топливный рынок

Постоянной проблемой для региона стал дефицит автомобильного топлива, причиной которого служат системные сбои в работе нефтеперерабатывающих заводов, которые на Дальнем Востоке входят в структуру тех же ОАО «Роснефть» и НК «Альянс». Несмотря на временные остановки на «ремонт» или после аварий (например, после пожара Ачинского НПЗ в 2014 году) действующих заводов на Дальнем Востоке достаточно, чтобы обеспечивать нефтепродуктами всех рынков, не допуская дефицита. Во всех странах в связи с остановками НПЗ делают необходимые запасы и стараются не допускать роста цен на топливо, так как любое увеличение стоимости на многих других сферах народного хозяйства, включая транспорт и торговлю, неизбежно ведет к разгону инфляции.

Еще несколько лет назад независимые розничные сети АЗС имели возможность в таких ситуациях приобретать топливо на бирже в Москве, где в результате прозрачных рыночных механизмов АЗС по справедливой цене закупался в необходимых объемах качественный товар. После учреждения «Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой биржи» (СПбМТСБ) нефтеперерабатывающие заводы реализуют свою продукцию на этой торговой площадке.

Однако за последний год доля объемов светлых и темных нефтепродуктов, реализуемых на СПбМТСБ, сократилась с 15% до 5%. И это несмотря на то, что доля независимых розничных продавцов автомобильного топлива сегодня составляет 44% рынка, доля мелкооптовой торговли достигает 56%. Как полагают эксперты, снижение продаваемых объемов было пролоббировано вертикально интегрированными компаниями для увеличения продаж через собственные сбытовые предприятия на территориях, которые устанавливают отпускные цены на свою продукцию самостоятельно, не оглядываясь на ситуацию на рынке.

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: цена на бензин на АЗС «Роснефти» меньше, чем оптовая цена, которую сбытовое подразделение «Роснефти» выставляет независимой сети. Приведем пример. Цена самого популярного бензина АИ-92 в розничной сети Роснефти в Приморском крае 30 октября 2014 года составила 34, 80 рублей за литр, а оптовая цена того же бензина для независимых автозаправочных станций – 34, 90 рублей. Получить топливо в таких условиях независимым продавцам больше негде, мелкие сети вынуждены назначать розничную цену на два-три рубля выше и поэтому теряют конкурентоспособность и обречены на разорение.

С подобной ситуацией ценового диктата крупных компаний уже сталкивались ранее ряд регионов, и независимые АЗС прекращали свое существование. Крах независимых розничных сетей автозаправочных станций на Дальнем Востоке, где расстояния между населенными пунктами намного больше, чем на Западе страны, будет иметь куда более катастрофические последствия.

Необходимо принятие закона

Мы, как представители бизнеса, предлагаем взглянуть на эту ситуацию с точки зрения возможных экономических т инфраструктурных потерь для территории. Ведь большая часть автозаправочных станций, а тем более – заправок, являются сопутствующей инфраструктурой с благоустроенными территориями – кафе, магазинами, сферой услуг.

Вероятное закрытие приведет не только к сокращению тысяч рабочих мест и снижению объемов налогообложения, но и отразится на работе смежных предприятий. Такая ситуация подтолкнет некоторых предпринимателей уйти в тень, искать некачественный товар, под видом одного топлива поставлять совершенно другое. Обострятся проблемы, с которыми государство старается бороться на протяжении долгих лет.

В связи с выше указанным, предлагаем следующее. Считаем, что нельзя откладывать принятие антимонопольного закона «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации», в полной мере отвечающего нашим пожеланиям, проект которого, принятый в 2012 году, до сих пор находится на согласовании в заинтересованных министерствах.

Необходимо на законодательном уровне обеспечить независимым участникам рынка и сбытовым подразделениям ВИНК равные условия приобретения топлива, что позволит формировать конкурентные цены. Это значит, что независимые участники рынка и сбытовые подразделения компаний-монополистов должны покупать продукт с биржи. Для этого необходимо увеличить объем реализации, выпускаемой нефтяными госкомпаниями продукции через биржу. Он должен составлять не менее 40%. Также необходимо определить фиксированный процент наценки независимым розничным сетям не менее 15%.

Надеемся на скорейшее принятие Закона, который обеспечит равноправный и не дискриминационный доступ к ресурсам страны всех участников рынка и позволит сформировать конкурентные цены, что обеспечит высокий уровень качества обслуживания, сервиса и достойный уровень жизни всех граждан.

Н. Венидиктов

и другие предприниматели.

Рисунок http://m.abw.by/news/129320/


От редакции «АВ»:

В условиях жестокого кризиса, разразившегося в нашей стране (во многом и по вине самой власти) власть просто обязана защитить экономику страны от жадных монополистов. Иначе пострадает не только народ, но и сама власть. Терпение народа не безгранично.