Что принес нашей многострадальной Родине ушедший год? Немногое. Лично мне вспоминаются выборы старого нового президента, стабильный рост цен, принятие сомнительных и никому не нужных законов и несостоявшийся конец света.
Впрочем, это все ерунда. Насчет первого — никто и не сомневался, разве что сумасшедший; второе и третье — это уже как логическая неизбежность, вытекающая из первого; а вот по поводу конца света — обманули. Даже энергетики не стали острить, поэтому и без повального отключения электричества — обошлось.
Было и еще одно событие, которое странно проигнорировали...
Как-то скромно и без речей прошел новоявленный праздник — День единства. Почему так? Ведь прошло ровно 400 лет, как ополчения Минина и Пожарского выгнали вон из страны обнаглевших ляхов, тем самым прекратив Великую Смуту. Как странно: такой юбилей, такое событие — а прошло тихо и незаметно. Загадка. Впрочем, у каждой загадки есть разгадка, и попытаемся ее отыскать.
Не так давно, как это часто бывает, один праздник убрали, заменив его на другой (точнее, причем тут праздники — выходные поменяли). На недовольство старшего поколения изменили излюбленное пролетариями всех стран 7 ноября на загадочную дату — 4 ноября. И назвали праздник сомнительным именем — День согласия и примирения. Название, действительно, на редкость сомнительное... С кем согласие? С кем примирение?..
Правда, тот, кто придумал эту жуть, быстро опомнился и переименовал всю эту нелепость в День народного единства. Звучит симпатично, но тоже глупо: единства у нас испокон веков как не было, так и не предвидится...
Но ладно, не об этом речь. Речь о смутном времени и его конце как о дате нового праздника. Только смущает одно: кончилось ли это пресловутое смутное время? Чтобы разрешить этот вопрос, вернемся в прошлое. Совершим, так сказать, экскурс в историю.
Историки утверждают, что Смута началась в 1584 году, после смерти царя Ивана IV, Грозного.
Не будем спорить с историками, хронологически она так и началась. Но зачатки этой смуты начались после смерти Великого князя Василия, отца Ивана Грозного.
Маленький Иван IV, будущий Грозный, насмотрелся на боярскую смуту; как казну грабили и его в холоде держали, как собаку, (дров для него жалели) – насмотрелся, надоело. И, повзрослев, стал головы рубить. А что делать, раз холопы распоясались...
Иван IV. Грозный, Мучитель – такими эпитетами одарили его современники. И было за что. Он был на редкость кровожаден, даже для царя. Один Новгород чего стоит (людей резали тысячами)!.. К тому же, развратник и садист.
Но кто мы такие, чтоб его судить? Темные века, страшные века. Дурная наследственность, тяжелое детство, неустойчивая психика. Умер отец, отравили мать; бояре, как уже было сказано, грабили на его глазах казну, как сейчас, без совести и нагло.
К тому же жена молодая умерла, любимая жена, – а что может быть страшнее?! Как раз после смерти любимой жены, он и стал маньяком. И начал избиение народа; да так разошелся, точно орешки щелкал...
Пойдем дальше.
Умер, как многие помнят, Иван Грозный, не оставив наследников: одного сам убил, за остальных — другие постарались. И тут-то и началось.
Как всегда, эстафетную палочку Власти и Смерти передавали друг другу бывшие его холопы. С кинематографической быстротой сменялись годуновы, шуйские, лжедмитрии, потом поляки. И неизвестно сколько бы это все продолжалось, если бы народ не устал от всего этого безобразия и насилия... Восстал народ, прогнал поляков и самозанцев; и тут бы самое время начинать все заново и руководить страною самим, не искать новоявленного помазанника божьего...
Но наш русский народ, к сожалению, привык, что им командуют. И вместо того, чтобы строить демократию, после такой сечи снова нацепил на себя строгий ошейник. И опять пришло «азиатское самодержавие», но уже в образе Романовых и на 300 лет.
Мало приятного принесли России эти 300 лет, и зрело отчаяние. Люди стали уставать от одноликих царей и их жестких реформ. Назревал конфликт. Из искры возгорелось пламя, и сделался пожар.
И опять начались страх и злоба. И кровь текла рекой, и насилие стало будничным. И все это для того, чтобы появился еще один грозный кровавый царь...
Иосиф Сталин называл своим учителем Ивана Грозного. Видимо, не зря. Действительно, он ни сколько не уступал ему в плане бессердечия и жажды кровопролития, так же был чужд гуманости. И бояре так же боялись его и так жеунижались перед ним. И всё повторилось...
История повторяется. Постоянно. Кровавое время Ивана Грозного завершилось страшной смутой. Не менее кровавое правление Иосифа завершилось тоже смутой, но уже не такой страшной, век не тот. Все-таки XVII век не такой темный, как ХХ.
Но, как было тогда, так и сейчас. Осмелев, после смерти царя, его холопы, уничтожая друг друга рвались к власти, и дорвавшись до власти, уже уничтожали других. Убивали и грабили, убивали... И грабили, и предавали свои идеалы.
Так предали свои идеалы в перестройку бывшие коммунисты. Так пришел к власти Борис Ельцин. Так, минуя тысячелетие, мчится Колесо Смуты по стране, передавив ее хребет. И моральное, и духовное растление народа, и коррупция, и все это гадкое безвременье, в которое мы постепенно погружаемся, называя его — стабильностью, разве это не Смута?
И тухлятину преподносят, облачив ее в красивую обертку так, что глаз радуется, а развернешь — смердит. Так-то, братцы, а вы говорите... И потому, наверное, не стали громко отмечать четырехсотлетие окончание Смуты, что Смута на Руси никогда не прекращалась...
Оглянитесь вокруг... Бардак и воровство. И воровство легализованное...
Воровали на Руси всегда. Причем все: от мала до велика. Только делали это тихо и незаметно. В прессу это не проникало, и говорили об этом разве что писатели. Короче говоря, воровство было притчей во языцех. Вроде есть, а вроде нету.
Сейчас воровство стало показным, и его проповедуют, точно новую религию. Сейчас воровство — нечто вроде геройства. Чем больше украл и чем громче сказал об этом, тем ты выше всех остальных. Свобода слова, свобода действий — это когда воруешь и открыто об этом говоришь? XXI век. Демократия по-русски? В общем, очередная смута. И чем она закончится, одному Богу известно...
P.S. Эдвард Радзинский писал о Василии Шуйском: «... Соборного избрания не было — он договорился в палатах кремлевских с важнейшими боярами, участвовавшими с ним в заговоре, а потом на Красной площади его люди «выкрикнули» его имя. Так он стал царем — и присягнули ему бояре, и крест целовали...»
Мне кажется, или это что-то напоминает?..