фото

Кирилл Кольцов вошел в историю, отобрав у Вячеслава Фетисова титул самого результативного защитника чемпионатов страны

Время отламывает от величия Вячеслава Фетисова один кусок за другим. Семь лет назад никому не известный канадец, проводивший первый сезон в КХЛ, побил рекорд Фетисова по количеству очков за сезон. Кевин Даллмэн обрушил достижение, которое держалось более 30 лет. Теперь же пал новый рекорд. В списке самых результативных защитников в истории отечественных чемпионатов Кирилл Кольцов вышел на первое место, потеснив легенду. Фетисов стоял у истоков создания КХЛ, а теперь эта лига стирает ластиком свидетельства его исключительности. Чем не ирония? Так что понять сенатора, который несколько ревностно отреагировал на достижение Кольцова, предложив сравнить количество сыгранных матчей, можно.

…Нерукотворный памятник Фетисову устоит, можете не сомневаться. А вот для Кольцова этот прорыв — событие важное, почти эпохальное. Много ли мы, современники Кирилла, знаем о новом рекордсмене? Он челябинский воспитанник, начинавший путь в большом хоккей в Омске. Кольцов играл под руководством Вячеслава Быкова и Игоря Захаркина, но никогда не был в числе любимчиков тандема. Кирилл считается молчуном, редко дает интервью, но если заговорит — каждая его фраза будет огнеопасна. Чего только стоило заявление о том, что игроки «Салавата Юлаева» в чемпионский сезон проигнорировали указания тренерского штаба и играли по собственной тактике.

Кольцов — человек-загадка… Кириллу скоро исполнится 32 года — это возраст не критический, но уже позволяющий подводить кое-какие итоги. Кирилл ничего не выиграл в сборной, более того — у него почти не было на это шансов. В этом плане ему далеко не только до Фетисова, но и до куда более скромных современников. Только представьте, Дмитрий Калинин — напарник Кольцова по «Салавату Юлаеву» и СКА — является трехкратным чемпионом мира! Не было в карьере Кирилла и полноценной заокеанской карьеры, которую принято воспринимать как печать качества. Единственная отдушина — два чемпионства в составе «Салавата».

Чтобы найти аналогии «парадоксу Кольцова», перенесемся в параллельный мир футбола, отмотав время на 20 лет назад. Его путь во многом напоминает карьеру Олега Веретенникова — легенды российского футбола эпохи всеобщей разрухи и доминирования «Спартака». У одного было два сезона в АХЛ за фарм-клуб «Ванкувера», у другого — безуспешная попытка заиграть в Греции и Бельгии. Веретенников провел за сборную России четыре официальных и один товарищеский матч, тогда как Кольцов ограничился этапами Евротура и одним-единственным чемпионатом мира.

Кольцов для тренеров сборной России по хоккею, как когда-то Веретенников для Олега Романцева, слишком сложный, специфический игрок. И дело даже не в характере и неумении уживаться в коллективе. Веретенникова кормил его отменный удар и то, что в провинциальном «Роторе» под него была заточена вся модель игры. Сборная страны такого позволить себе не может. Разве нельзя эти же слова произнести про Кольцова? Его манера игры настолько эксклюзивна, что не каждому тренеру под силу найти ему применение, а главное — на это не всегда есть время.

В отличие от тренеров сборной, которые не оценили и уже вряд ли оценят Кольцова, главный тренер «Салавата Юлаева» Владимир Юрзинов подобрал ключи к нестандартному защитнику. Кирилл не лучшим образом действует в позиционной обороне? Ему в помощники выписали одного из лучших защитников-домоседов страны Андрея Зубарева. Слишком глубоко погружается в чужую зону, бросая позицию? На синюю линию дисциплинированно переходит Алексей Кайгородов, тем самым подстраховывая напарника. Оттого у Кольцова в этом сезоне и лучший показатель полезности среди всех защитников «Салавата Юлаева». Правильная огранка Юрзинова развенчала миф о вредительской сущности самого яркого атакующего защитника нашего хоккея.

Нашего героя сложно назвать ограниченным игроком. Напротив, Кольцов — человек-оркестр, но именно излишнее свободолюбие играет с ним злую шутку. Заковывать Кирилла в рамки — значит срезать его эффективность больше, чем наполовину. Именно поэтому ему не было места в сборной Билялетдинова, в которой защитникам часто приходилось оставаться за синей линией даже во время атак. Не обращает на него внимания и нынешний штаб сборной, ссылалась на то, что «крайние хавбеки» национальной команде не нужны. Если же говорить по существу, то Олега Знарка не устраивает неумение и нежелание Кольцова играть в тело. И здесь с главным тренером сборной не поспоришь. За весь сезон этот «полузащитник» провел восемь силовых приемов, что в восемь раз меньше, чем у Зубарева!

Находясь в стороне от сборной России, так и не заиграв в зарубежном чемпионате, Веретенников долгое время оставался рекордсменом по количеству мячей за карьеру. Планку в 207 голов, заданную легендой волгоградского футбола, только в прошлом году преодолел Александр Кержаков. Кольцову по силам пойти по стопам Веретенникова и на долгие годы застолбить за собой первое место, пусть и среди защитников.

Его единственный реальный конкурент — Илья Никулин, который старше Кольцова на один год и отстает от него на восемь результативных баллов. Остальные либо уже повесили коньки на гвоздь, вроде Фетисова, Касатонова и Гуськова, либо слишком далеки до отметки в 376 очков, установленной защитником «Салавата Юлаева».

Через пару десятилетий вырастет целое поколение хоккейных болельщиков, которые не видели Кольцова в игре. Наше время будет ассоциироваться у них с победным дублем Ковальчука в Квебеке и двумя проваленными Олимпиадами, но ни на одном из знаковых турниров не было самого результативного защитника в истории отечественных чемпионатов. В будущем неминуемо возникнут вопросы «а так ли хорош был Кольцов, как нам рассказывают?». Особенно любознательные с открытым ртом посмотрят нарезки с игрой наследника Фетисова, но выступить третейским судьей и развеять все сомнения поможет только статистика.

Черту под карьерой Кольцова проводить рано, но уже сейчас ясно, каким мы запомним этого незаурядного игрока. Его амплуа — загадочный интроверт с необъятным талантом, который выходит на лед и просто кайфует. Если воспринимать хоккей как игру для зрителей, где зрелище важнее любых тактических схем, Кольцов — его символ.