фото

Седьмой год подряд австриец (на сей раз Стефан Крафт) выигрывает в самом необычном зимнем турнире сезона. Но от этого Турне четырёх трамплинов не становится скучнее, радуя новыми сюжетами и яркими результатами.

…Неискушенный болельщик удивится узнав, что даже трижды победив на Турне, вполне реально не войти в десятку сильнейших итогового зачета. И наоборот – можно выиграть, ни разу не поднимаясь на верхнюю ступень пьедестала. Янне Ахонен может подробно рассказать, как он сделал это в 1999 году. Финн не уникум, еще 6 раз кубок Турне доставался четырежды проигравшему. Именно так получил своего орла и наш Николай Каменский. Всё дело в особой системе подсчёта баллов. Если в общий зачёт Кубка мира идут очки из расчёта занятых позиций (победитель получает 100 баллов, 30-й – 1 балл), то в Турне суммируются оценки за все прыжки. То есть, когда Стефан Крафт (на фото агентства AFP) на первом же этапе опередил Михаэля Хайбёка на 6 баллов, то именно такой отрыв он и получил в общем зачёте всего Турне. При использовании привычной очковой системы расстояние между призерами выросло бы до 20 пунктов.

Поэтому пропустивший вторую попытку из-за падения Симон Амман уже на первом этапе потерял надежду на победу в Турне. Отыграть более 180 очков за шесть прыжков нереально. А вот занявший 17-е место в Оберстдорфе Грегор Шлиренцауэр, имел куда более весомые шансы, отставая от лидера на 44 балла, вместо 86, проводись подсчёт очков по кубковой системе. За всеми этими цифрами стоит уникальная возможность увидеть нечто особенное. На Турне прыгуны всегда стараются вывернуться наизнанку, чтобы выдать самые далёкие и классные прыжки. Здесь нет уверенного лидера, который использует запас первой попытки и побеждает с надёжным, но недалёким прыжком. Любой балл, каждый метр имеет значение и может решать судьбу победы. В этом году второй призер австриец Хайбёк отстал от победителя на 6 очков. Менее балла за прыжок, если выводить среднее – ради такого накала борьбы и приезжают тысячи болельщиков.

Турне четырех трамплинов проводится в очень сжатые сроки. В этом году из-за ужасающей погоды в Оберстдорфе, все соревнования уложились в 9 дней. Получается своеобразный Boxing Day от прыжков, где любое недомогание спортсмена оборачивается пропуском этапов. Территориально Инсбрук, Гармиш-Партенкирхен, Оберстдорф и Бишофсхофен находятся недалеко друг от друга – летающие лыжники избегают хотя бы долгих переездов. Но никуда не девается страшное психологическое и физическое напряжение, банальная усталость от недосыпа и внимания фанатов.

Короткое окно Турне определяет его травмоопасность. Организаторы не могут свободно переносить этапы при плохой погоде и даже отмена второй попытки воспринимается болельщиками как нонсенс. Лишь однажды в 2008 году два этапа прошли на одном трамплине, когда в Инсбруке природа окончательно взбунтовалась. А в прошлом году бурю разочарования вызвала отмена второй попытки в Бишофсхофене, где по итогам дуэльного состязания победил неожиданный триумфатор всего Турне – Томас Дитхарт. Желание показать максимальный результат на фоне утомления, наложенное на непростые погодные условия, приводит к большому числу падений и серьезных травм. Текущий сезон уже завершён для Ника Фейрола, а Симон Амман снова задумается о завершении карьеры, как только оправится от сотрясения мозга.

С 1952 года лучшие прыгуны планеты разыгрывают трамплинную многодневку. Все 63 раза она проводилась в одном и том же месте, даже порядок этапов менялся всего 6 раз. Для фанатов прыжков Турне стало чем-то вроде элитного суперкубка, вишенки на торте сезона. Для спортсменов – возможностью отыграться за все неудачи, показать себя и по гамбургскому счёту вырваться вперед. Победить даже на одном из этапов Турне – означает провести удачный сезон и в глазах тысяч болельщиков остаться триумфатором года. Ежегодно четыре самых известных трамплина в мире посещают лучше, чем футбольные матчи московских «Локомотива» и «Динамо» вместе взятых. Вместимость арен сопоставима с футбольными аналогами: от 23 тысяч в Гармише до 35 в Бишофсхофене, и там никогда не бывает свободных мест.

Турне четырёх трамплинов отвечает взаимностью, радуя зрителя неожиданными поворотами сюжета. То два лучших спортсмена по итогам восьми прыжков покажут абсолютно одинаковые результаты, то победителем станет вчерашний открывающий, попавший в команду по воле случая. Опытные атлеты нередко уступают дерзким выскочкам-середнякам вроде Рихарда Фрайтага и Михаэля Хайбёка, а завтра эти счастливчики уже разыгрывают хрустальный глобус. Ветеран Якобсен внезапно ошарашивает всех победным дуплетом в Гармише, пока признанный лидер его сборной Андерс Бардаль тонет в болоте третьего десятка на четырёх трамплинах кряду. Это Турне, здесь не место статистическим прогнозам и точному расчёту – во главу угла выходит сиюминутная готовность, дикий фарт и слепая вера в собственную непобедимость.