фото

Алексей Пономарев о спорте вне политики

После того как 15 февраля сборная России по хоккею в весьма драматичном матче уступила американцам, российский президент Владимир Путин обратился к иностранным журналистам с просьбой не смешивать спорт и политику. «Есть надежда, что вы никогда не будете спорт связывать с политикой. Есть такая надежда? Думаю, что есть», — сказал глава государства.

Увы, президент забыл адресовать свое обращение еще и российским СМИ. Поскольку они на протяжении последних двух суток только и делают, что строят теории политического заговора вокруг эпизода с незасчитанной победной шайбой сборной России. Больше других старается главный спикер российского телевидения Дмитрий Киселев: в воскресном выпуске «Вестей недели» он намекнул на то, что успех американской сборной был обеспечен телекомпанией NBC, которая якобы заплатила за трансляции из Сочи рекордную сумму — «порядка двух миллиардов долларов». Мол, американцы явно выложили такие деньги не за то, чтобы показывать поражения своих спортсменов.

Стоит отметить, что Дмитрий Константинович немного ошибся — или слукавил: согласно открытым источникам, NBC заплатила за показ сочинской Олимпиады примерно 775 миллионов долларов. Далеко не рекордную для себя сумму — за предыдущие Игры, в Ванкувере, и за грядущие, в Рио-де-Жанейро, американцы заплатили больше.

Впрочем, дело даже, в общем-то, и не в этом. Можно понять, например, латвийских телевизионщиков, которые, заметив некие технические странности в трансляции скелетонных заездов, строят вокруг этого целый конспирологический эпос. Латвия — страна маленькая, с Россией у нее отношения сложные; в очередной раз проигрывать русским — неприятно. Но когда сама Россия, потратившая на проведение Игр в Сочи самую большую сумму в истории олимпийского движения, начинает списывать неудачи российских спортсменов на проплаченных (американским телевидением!) судей, это выглядит, простите, жалко.

Это ведь хоккей, а судьи — тоже люди. Они вынуждены были принимать непростое (и, к сожалению, совершенно справедливое) решение об отмене российского гола, понимая, что трибуны этого совсем не оценят. Наверное, стоило сразу, на стадионе, объявить о причинах отмены гола. Наверное, можно было наказать американского голкипера Джонатана Куика за умышленный сдвиг ворот. Но в итоге даже Владислав Третьяк признал — гол отменили по правилам. Да и наши хоккеисты согласились.

Вдвойне тоскливо от болтовни про вихри враждебные становится на фоне того, что Олимпиада-то на самом деле удалась. И спортсмены, и болельщики в восторге. Россия — в числе лидеров медального зачета. Вообще, когда в Сочи начались соревнования, стало совсем неинтересно копаться в распиленном, украденном и прочих неспортивных вещах. Надоело все это; теперь просто болеем за наших. Но Дмитрию Киселеву (равно как и некоторым другим российским журналистам) этого мало. Они все равно продолжают искать врагов. А главные враги — это, конечно, всемогущие американцы.

Одним из самых популярных состязаний на этих Играх стал керлинг, который еще вчера считали чем-то довольно экзотическим. По-моему, это самый аполитичный и честный вид спорта. Например, там есть такое понятие — «украденный камень». Это когда команда, имеющая право на последний решающий бросок в энде, упускает очко. И вот ведь в чем штука: керлингисты, когда у них «крадут камень», не винят в этом мировую закулису. Они, конечно, расстраиваются, но потом пожимают соперникам руки — и идут в раздевалку. Потому что это спорт, а не война. Кстати, в Сочи как раз российским керлингистам удалось «украсть камень» у американцев. Канал «Россия 1», смеем предположить, за это судьям не платил.

Согласитесь, будет странно, если каждый раз, когда наши очаровательные девушки проигрывают в керлинг Японии, мы будем вспоминать русско-японскую войну, Цусиму и крейсер «Варяг». Сегодня проиграли, завтра выиграем — нормальный спортивный принцип. Чем хуже фигурное катание или хоккей? Поражение от американцев по буллитам — всего лишь досадный проигрыш в матче группового турнира. Еще успеем отыграться, где-нибудь в финале, например. И не надо приплетать сюда холодную войну, шпионские скандалы и баллистические ракеты на Кубе. Прислушайтесь, коллеги, сам президент об этом попросил.