Время, которое дети и взрослые во всем мире уделяют физической активности, уменьшается, что влечет за собой негативные последствия для здоровья и продолжительности жизни, а также отражается на качестве учебы, работы и жизни в целом.
В новой публикации ЮНЕСКО «Качественное физическое воспитание: руководящие принципы для лиц, ответственных за разработку политики» (QualityPhysicalEducation, GuidelinesforPolicyMakers) Организация призывает правительства и специалистов по планированию в области образования переломить тенденцию, описанную Всемирной организацией здравоохранения.Согласно ВОЗ, недостаток физической активности ежегодно приводит к смерти 3,2 млн человек, что более чем в два раза превышает смертность от СПИДа.
Публикация «Руководящих принципов» приурочена к заседанию Межправительственного комитета ЮНЕСКО по физическому воспитанию и спорту (СИГЕПС), которое состоится 28-30 января в Лозанне (Швейцария).
ЮНЕСКО призывает правительства остановить спад в финансировании физического воспитания, который в последние годы наблюдается во многих частях мира, в том числе и в некоторых самых богатых странах. Так, согласно европейским источникам, финансирование физического воспитания и выделенные на него учебные часы постепенно сокращаются на большей части континента, ситуация обстоит ничуть не лучше в Северной Америке.
Публикация, выполненная всотрудничестве с рядом международных и межправительственных организаций**, подчеркивает важность качественного физического воспитания и высокой подготовки преподавателей физкультуры. Она освещает преимущества финансирования физвоспитания и цену, которую нужно будет заплатить, если не вкладывать в него средства и усилия (см. инфографику, на английском языке).
«Ставки высоки, – заявила Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. – Государственные вложения в физическое воспитание заметно перевешиваются высокой ценностью укрепления здоровья и реализацией целей образования. Участие в качественном физическом воспитании способствует формированию положительного отношения к физической активности, снижает опасность рискованного поведения у молодых людей, положительно сказывается на успеваемости и, кроме того, создает основу для социальной интеграции».
«Руководящие принципы» затрагивают семь особо проблемных областей, выявленных в прошлом году во всемирном обзоре ЮНЕСКО о положении дел в области физического воспитания:
1. Стабильное расхождение между политикой физвоспитания и ее осуществлением.
2. Недостаточное количество часов, выделенных на физвоспитание в учебном плане.
3. Актуальность и качество школьных программ по физвоспитанию.
4. Качество программ начальной подготовки учителей.
5. Нехватка качественного спортивного оборудования и егообслуживания.
6. Регулярные препятствия на пути к равноправию и доступу для всех.
7. Недостаточная координация между школами и общинами.
Рекомендации для разработчиков политики и заинтересованных сторон в области образования сопровождаются тематическими исследованиями программ, которые часто проводят неправительственные организации, работающие на местах. Успешный опыт в Африке, Северной и Латинской Америке, Азии и Европе демонстрирует, чего можно достичь благодаря качественному физическому воспитанию. В частности, молодые люди учатся планировать и контролировать прогресс в достижении своих целей, что положительно сказывается на их уверенности в себе, развитии социальных навыков и успеваемости в школе.
Поскольку школы не могут самостоятельно обеспечить рекомендуемый для молодых людей ежедневный час физической активности, хорошо спланированная политика должна способствовать взаимодействию между формальным образованием и досугом. Подобная координация обучения в школе и досуга обладает огромным потенциалом, о чем свидетельствует опыт таких проектов, как MagicBus (Индия), в рамках которого физическая активность помогает вернуть в классы учеников, бросивших школу.
Публикация поощряет использование понятия «физической грамотности», определенного канадской организацией преподавателей физкультуры и специалистов по санитарному просвещению PassportforLife. Согласно организации, физическая грамотность – это «способность уверенно и со знанием дела выполнять различные виды физической активности в различных условиях, способствующая здоровому и полноценному развитию человека. Физически грамотные люди имеют тенденцию быть более успешным как в учебном, так и в социальном плане. Они знают, как сохранять активность в течение всей жизни и могут переносить эти навыки из одной сферы в другую. Такие люди имеют необходимые навыки и уверенность, чтобы двигаться в любом направлении. Они могут продемонстрировать свои навыки и уверенность в многочисленных видах физической активности и в различных условиях, а также использовать их для ведения активного и здорового образа жизни».
Согласно «Руководящим принципам», для того чтобы качественное физическое воспитание приносило для общества результаты, специалисты по планированию должны стремиться к тому, чтобы образование было доступно в равной степени как девочкам, так и мальчикам, причем не только тем, кто обучается в школе, но и тем, кто школу не посещает.
«Руководящие принципы» были подготовлены по просьбе Межправительственного комитета ЮНЕСКО по физическому воспитанию и спорту (СИГЕПС) и участников Пятой Международной конференции министров и руководящих работников, ответственных за физическое воспитание и спорт (Берлин, 2013 год). ЮНЕСКО и партнеры по проекту намерены вести совместную работу с рядом стран, желающих пересмотреть политику в данной области. Данная работа станет частью деятельности ЮНЕСКО по оказанию поддержки странам в процессе адаптации их образовательных систем к потребностям современного общества.