Что должно насторожить вас при покупке:

Могут ли одни и те же духи пахнуть по-разному?

Как попадает косметика в Россию

Что делать, если вы купили подделку

фото

«Купила лак, а он хуже «носится». «Приобрела духи, а они пахнут по-другому». «Мой любимый крем на втором тюбике начал вызывать аллергию». «В магазине N продаются подделки»… Таких историй на форумах можно найти бесконечное множество. Мы решили выяснить, как отличить контрафакт от оригинала, а заодно узнала, почему одно и то же средство порой так сильно отличается.

По оценкам МВД и Роспотребнадзора, около трети всего парфюмерно-косметического рынка России приходится на поддельную продукцию. Чаще всего подделывают духи и туалетную воду, туши и помады, блески для губ и лаки для ногтей, менее подделываемыми являются компактные пудры,консилеры и крем-пудры, так как пастельные и бежевые тона сложнее всего сымитировать и подобрать оптимальный оттенок. Мошенники предпочитают долго не возиться и выбирают яркие тона и блестки, которые легче всего подделать.

Что должно насторожить вас при покупке:

• Ошибки в названии или описании продукта

Внимательно читайте название на упаковке — часто бывает, что производители поддельной косметики меняют в оригинальном имени всего одну букву. Надпись на настоящем товаре должна быть написана понятным шрифтом без орфографических ошибок. Мошенники, выпускающие подделки, иногда просто меняют местами несколько букв в названии известного бренда и, с одной стороны, обходят закон, а с другой — делают марку, знакомую для покупателей.

• Помятая, порванная или отсутствующая коробка

Изучите упаковку — истинные производители не экономят на ее качестве, ведь она является «лицом» бренда. Хорошая косметика всегда кроме пластикового тюбика имеет картонную коробочку, которая не должна быть помятой, порванной или потертой, а также чаще всего бумажная упаковка сверху покрыта пленкой. Все материалы должны быть качественными с фирменным логотипом внутри. Не допускаются трещины, следы клея, размытой краски и царапины.

• Сколы и шероховатости на флаконах

Рассмотрите флакон со средством. Крупные компании уделяют декору тюбиков и баночек не меньше внимания, чем их содержимому, поэтому крышки, дозаторы, ободки не должны иметь сколов или шероховатостей. Если это декоративная косметика, то на аппликаторах, кистях или спонжах должен быть нанесен логотип или имя бренда. Подделки выпускаются массово, и в них множество дефектов.

• Низкая цена

Здраво оценивайте стоимость косметики. На оригинальные косметические средства могут быть скидки, это вполне естественно. Мошенники не будут ставить цену, как у настоящего товара, так как спроса на нее не будет, также они не могут сильно ее занизить. Если, например, стоимость истинного товара около 2000 руб., то фальсификат обойдется примерно в 1/3, а если немного выше, около 4000 руб., то они запросят за суррогат приблизительно 1/4 или 1/5. Лучше купитьсредство марки пониже классом, но зато оригинальное, чем за такие же деньги, якобы «люксовую» подделку.

• Неприятный или слишком «яркий» запах

Если есть возможность, оцените запах косметического средства. Косметика должна обладать приятным фирменным ароматом или вообще его не иметь. Дешевые отдушки и ароматизаторы сигнализируют о том, что средство поддельное.

• Неоднородная текстура и трудности в нанесении

Обратите внимание на текстуру. Она должна быть однородной, без комков, сгустков и инородных частиц. Так, например, если тени при нанесении на руку скатываются и размазываются, а само нанесение затрудняется излишней жирностью или сухостью, то воздержитесь от покупки. Что касается туши, то на конце ее щеточки должно быть немного средства (это говорит о том, что тушь не высохла). Также обратите внимание на запах (качественная тушь не должна иметь резкого запаха: химического, кислотного, горького. Если вы чувствуете подозрительный запах, это может говорить о низком качестве сырья, используемого для изготовления продукта, а также о том, что товар хранился неправильно, у него истек срок годности, и тушь попросту непригодна для применения, так как может вызвать аллергические реакции и заболевания глаз). Помада проверяется так: выкрутите ее полностью и внимательно осмотрите весь столбик: на настоящем средстве вы никогда не найдете сколов, «швов», срезов и царапин, равно как и капель жидкости. И запомните: фирмы-производители известных раскрученных марок не выпускают парфюмерию в упаковках в форме ручек емкостью 15 мл!

• Сваленный в кучу товар в магазине

Имеет значение и то, как продавцы презентуют нам косметику, если она вывалена в большом количестве на прилавке, то, скорее всего, это контрафакт. Магазины с качественной продукцией уважают своих покупателей и аккуратно выставляют средства на полки, иногда группируя их по свойствам, типу или фирме-производителю.

• Косметика продается в непроверенных торговых точках, сомнительных сайтах без стационарного магазина, киосках и ларьках

Всегда совершайте покупки только в проверенных магазинах или аптеках. Там вы можете запросить сертификат, подтверждающий качество товара и ее оригинальность. Документ, копия оригинала с синей печатью организации, должен быть предъявлен по первому вашему требованию — это установлено законом.

• Нет стикера и этикетки на русском языке, списка всех ингредиентов

Они есть на всей легально ввозимой продукции, обратите внимание на буквы — шрифт не должен быть размазан, информация должна читаться легко. Если они отсутствуют, это или подделка, или контрабанда. Даже если вы не собираетесь читать состав от начала до конца, обратите внимание на его наличие. Если он отсутствует, вы, вероятно, держите в руках фальшивку. Также наклейка должна содержать информацию о том, кто является производителем товара, кто является дистрибьютором товара на территории России и кто принимает претензии по качеству товара (последнее и предпоследнее могут совпадать), и обычно включает в себя строчку «Товар сертифицирован», регистрационный номер и его дату получения, массу или объем на момент упаковки.

• Отсутствие инструкции по применению и правил условий хранения

В обязательном порядке приводится информация о правильном применении тех средств, использование которых без подробной инструкции может вызвать затруднения или нанести вред здоровью. Для косметики, которая требует специальных условий хранения (кремы или лосьоны, целиком состоящие из натуральных компонентов), обязательно должны быть указаны условия хранения.

Могут ли одни и те же духи пахнуть по-разному?

Иногда кажется, что аромат, который мы знаем с детства или который присмотрели в другой стране, отличается. С одной стороны, запах похож, а с другой — нет. Все дело в том, что в разном возрасте человек по-разному воспринимает запахи. К тому же многие компоненты, которые раньше широко использовались в парфюмерной и косметической индустрии сегодня просто-напросто запрещены. Взять хотя бы мускус: теперь для его производства больше не требуется уничтожать животных, животный мускус заменили на синтетический. Также запахи могут восприниматься по-разному из-за климата, погоды, давления, влажности или географии. Утверждение о том, что в России сплошь и рядом продаются подделки, неверно еще и потому, что большинство компаний производят косметику как для всего мира, так и для России на одних и тех же фабриках: «У корпорации Estee Lauder нет завода в России, отдельной системы производства для России или какой-либо другой страны мира, за исключением случаев специальных лимитированных выпусков,— рассказывает Катя Холопова, корпоративный директор по связям с общественностью Estee Lauder Companies. — У нас, как у транснациональной корпорации, производство осуществляется на заводах в нескольких странах, поэтому одновременно в продаже могут присутствовать партии одного и того же наименования и при этом разных стран производства. Кстати, информация о стране производства изложена на упаковке легально изготовленной и импортированной продукции посредством слов «Made in [страна]/Сделано в [страна]» и, соответственно, в копии сертификационной документации, которая есть для предъявления у сертифицированного продавца».

Как попадает косметика в Россию

«Все без исключения производители, как лидеры парфюмерно-косметической отрасли, так и средние компании, имеют свои представительства в России, — рассказала нам Елена Бабарик, коммерческий директор сети «Л'Этуаль». — Все крупные торговые сети имеют прямые контракты с ними. Товары доставляются на склады представительств, затем оттуда либо напрямую в магазины, либо на распределительные центры розничных компаний. Предварительно, конечно, вся продукция проходит сертификацию и таможенную очистку. В связи с этим я могу утверждать, что наши соотечественники пользуются абсолютно идентичной косметикой, что и граждане других стран. Никаких отличий в свойствах и качестве нет и быть не может. А по поводу подделок в наших сетях, я уверяю вас, что эти слухи беспочвенны, ведь только наша сеть продает десятки тысяч штук одного объема аромата, одного цвета губной помады. И просто невозможно представить, что контрафактный производитель имеет такие мощности, развитую логистику и огромное количество контрагентов — каждый продукт имеет сложнейшую формулу, флакон, упаковку. К примеру, в случае упаковки макияжного продукта — для его производства необходимо изготовление пресс-формы для каждого тюбика и коробочки — стоимость такого изделия можно легко найти в Интернете — порядка 10 000$ за одну форму».

Что касается косметики, которая продается в ларьках, то если у продавца нет сертификатов соответствия, то это либо контрафактные товары, либо косметика, ввезенная без согласия правообладателя (так называемый «параллельный импорт»). «Наибольшей проблемой являются контрафактные товары, так как они практически полностью копируют оригинальные товары. – Объясняет юрист Maybelline NY. – Мошенники копируют дизайнерские элементы, товарные знаки серий оригинальных продуктов или брендов, однако их качество и безопасность не подтверждены в установленном законом порядке. Как правило, на упаковке отсутствует информация для потребителя на русском языке. Яркими примерами контрафакта являются туши для ресниц, произведенные китайской компанией Farres и копирующие оригинальные туши Maybelline NY. Такие туши продаются в нестандартном формате – в блистере, а на упаковке незаконно нанесен товарный знак серии Maybelline (например, The Rocket Volum’Express), а вместо Maybelline NY на такой упаковке написано Farres. Как показывает практика, такой контрафактный товар продается по цене значительно ниже оригинала (в 2-3 раза). Товары, которые были импортированы без согласия правообладателя («параллельный импорт»), являются оригинальными товарами. Как показывает практика, такая косметика импортируется с территории Украины. На самих продуктах есть этикетка на украинском языке, однако такие товары, как правило, не содержат информацию для потребителя на русском языке, что противоречит требованиям Закона о защите прав потребителей. Ттакже соответствие товара не подтверждено установленным требованиям законодательства (отсутствуют декларации о соответствии). Таким образом, несмотря на то, что товары являются оригинальными, их реализация формально недопустима с точки зрения законодательства, так как нарушает права потребителей и правообладателя. Цена на такие продукты незначительно уступает цене оригинала».

Что делать, если вы купили подделку

Многие не знают, что делать, если «липовый» товар куплен, куда идти и к кому обращаться. «Если вы обнаружите явные признаки брака или подделки в косметике — текстура, запах, цвет, аллергические реакции, то прямиком идите в магазин, где приобретали этот товар, — объясняет Михаил Абросимов, юрист Общества защиты прав потребителей. — В магазине обязаны принять товар ненадлежащего качества. Если продукцию у вас не приняли, то направляйтесь в суд, приложив все доказательства покупки — чек, если его нет, то банковскую выписку (при оплате картой) или свидетельские показания. На флаконе может сохраниться атрибутика магазина, что тоже косвенно подтверждает покупку. Не покупайте ничего «с рук», потому что в таком случае доказать что-то и наказать виновного будет практически невозможно. Если у вас есть чек, но, например, продавец сменил место деятельности, то по ИНН можно легко вычислить злоумышленника и привлечь к ответственности. К нам постоянно идет непрекращающийся поток людей с жалобами на косметику Desheli. У многих аллергические реакции, воспаления, а ведь косметика не из дешевого сегмента. В таких случаях через суд мы возвращаем деньги покупателям. А вот обращений покупателей, купивших косметику в крупных известных сетях, таких как «Л'Этуаль», «Рив Гош» или «Иль Де Ботэ» к нам не поступало. Так что разговоры о том, что в российских магазинах продаются подделки — это всего лишь вымысел».

Некоторые из нас все же пользуются контрафактной продукцией, думая, что ничего страшного не произойдет, мол, уже пятый тюбик беру, и никаких проблем. «Скупой платит дважды» — именно эту пословицу вы должны вспоминать при желании купить недорогое, якобы оригинальное косметическое средство неизвестного происхождения, желая сэкономить. «Преступники максимально упрощают рецептуру, нередко убирая дорогостоящие концентраты и действующие вещества, поэтому в лучшем случае мы получаем безвредное средство, но без каких-либо надежд на использование, — делится советами Андрей Федоров, врач-косметолог клиники Laser Lounge. — Однако чаще всего изготовители фальсификата кладут в баночки консерванты и отдушки очень низкого качества. В итоге проблемы со здоровьем могут стать нашими долгими спутниками, даже при отмене этих средств — зуд, жжение, краснота, шелушение, аллергия».