В 2012 голу Алексей Навальный заставил меня намного пристальнее взглянуть на будущее России, когда я баллотировалась в его Совет оппозиции (не прошла, но идея была классная. Жаль только, что мы с ним по-разному её понимали).
Меня тогда поразила мысль: почему при столь бурном развитии электроники, когда даже банки перешли на интернет-обслуживание, мы до сих пор ходим на избирательные участки, кидаем бюллетени в урны и масса людей занимается их подсчетом? А главное, тратим кучу денег на все это!
Казалось, идея электронного голосования лежит на поверхности и просится к претворению в жизнь. Тем более, что именно тогда Алексей Навальный и его начштаба Леонид Волков впервые в России применили подобное голосование на выборах в свой Совет.
Однако Леонид Волков в своей книге «Облачная демократия» прямо говорит, что Россия не готова к такому виду демократии.
Изучила опыт применения электронного голосования за рубежом. Наиболее успешно работала группа программистов в Эстонии, собранная из разных стран. Каюсь, мое представление об электронном голосовании было почерпнуто в одной из фантастических книг, которыми я увлекалась ещё в детстве. И оно в корне отличалось, от того, что предлагают сегодня эти специалисты, причем за бешеные деньги.
Их системы «прилеплены» к системам обычного голосования и на них нанизаны немыслимые «прибамбасы» для каждого избирателя, которые словно тяжелые камни лежат на этом пути. Ещё и предлагается избирателям право передумать и переголосовать. У меня создалось впечатление, что процесс создания этих систем контролируется людьми, которые никак не желают пускать избирательный процесс «на самотек», тщательно оставляют за собой пространство для маневрирования.
Меня же захватила идея мгновенного голосования, почерпнутая из той давней фантастики: избиратели нажимают кнопки, соответствующие своему выбору, и через несколько минут на экран выводится результат. И никаких тебе бюллетеней, никаких избиркомов и траты миллиардов средств. Более того, каждый избиратель в любой момент может зайти в свой «кабинет» в системе и проверить, соответствует ли «галочка» голосования тому, что он нажимал, не переставил ли её какой-нибудь гад. Это свойство я внесла в систему по желанию сторонников идеи.
Как бывший некогда программист я тщательно разработала алгоритм этой системы и после длительной переписки с одним из специалистов-программистов из той самой группы в Эстонии несколько отредактировала проект, а главное, выяснила полную реализуемость и жизнеспособность системы. О стоимости проекта со мной даже не стали разговаривать. Да и не по зубам нам западные программисты с их заоблачными зарплатами.
Обратила свои взоры внутрь страны, настолько богатую талантами, что гуляет такая байка, будто большинство россиян за рубежом работают либо таксистами, либо программистами. А наши питерские студенты неоднократно выигрывали всемирные конкурсы среди программистов. Но, как выяснилось, всех их тут же подобрали наши с/службы под свое крыло. Вообще, у меня создалось впечатление, что эти вежливые люди держат всех программистов высокого уровня под столь же строгим контролем, как некогда в Советском Союзе держали все копировальные аппараты.
После длительных поисков нашла, наконец, специалистов, способных оценить стоимость и время исполнения проекта.
Теперь нужны деньги (всего-то!), 250 тысяч евро. И я была уверена, что найду финансирование на столь благое дело. Ведь наши соотечественники за рубежом так жаждут помочь народу России, угнетаемому и морально, и материально. Собирают форумы, куда съезжаются неравнодушные граждане со всей нашей страны, ищут пути выхода из кризиса, пути перехода от диктатуры к демократии.
Но мой путь оказался неприемлем для этих политиков, как, впрочем, и для любых других. Никто не собирается так полно и так откровенно отдавать власть народу. Народ труслив, ленив и просто глуп. Так считают они все, и так им удобно считать. Ведь если народ будет сам все решать, политики из вождей превратятся в простых советников при народной власти. И этот камень самый большой на нашей дороге к свету.
Впрочем, возможно, ваша покорная слуга тоже глупа до крайней степени и предлагает несусветную чушь, над которой можно лишь смеяться? Однако, идея переустройства России именно в этом ключе уже буквально витает в воздухе. Ибо на вопрос: а кто позволит применить электронную систему голосования, фактически дал ответ известный политолог Валерий Соловей. Он сказал, что для изменения ситуации в стране необходимо создать коалицию граждан, достаточно пять — шесть человек, которые возьмут на себя всю ответственность за Россию, граждане страны ждут этого. И такие люди найдутся у нас, – уверенно добавил он.
Так и есть. Для перехода на электронную систему голосования, то есть программу «референдум», необходимо создать Комитет Защиты Конституции – так названа в проекте коалиция граждан, о которых сказал Валерий Соловей.
Правда, профессор Соловей высказался при этом против электронного голосования, хотя всего лишь за два месяца до данного выступления высказывался «за». Но здесь, по-видимому, идет усиленная работа с/служб, которые боятся и активно пугают сторонников электронного голосования своим вмешательством и хакерными атаками. Однако при таком развитии событий и при именно такой системе голосования у них ничего не получится. Так-то!
Да и Екатерина Шульман в своем интервью Синдеевой (уже после Валерия Соловья) выразила уверенность в непременном переходе России на электронное голосование и с помощью него решение многих народных проблем.
Пришло время, когда уже все открыто говорят о необходимости смены власти. Но то, что в большинстве стран происходит спокойно, демократическим путем, в нашей стране уже пытаются представить, как революцию.
Итак, что делать теперь, где взять деньги на систему-референдум в нашей нищей стране? Пословица гласит: спасение утопающего дело рук самого утопающего. То есть наше общее дело. Давайте вместе искать выход. Есть же у нас бизнесмены, которые не думают ни о президентстве, ни о министерстве, ни о депутатстве, а только исключительно о судьбе страны. Так что давайте думать вместе. Жду ваши предложения в социальные сети или на почту [email protected]
Ирина Гребнева.
Ирина Гребнева.