В прошлом году на Форуме свободной России в Вильнюсе я, что называется, драла глотку за установление электронной демократии в России. Что это такое? Предлагала установить электронную программу-референдум, с помощью которой решать все основные вопросы в стране, политические и экономические. Например, надо ли посылать войска в Сирию или в Украину? Надо ли проводить в России чемпионат мира по футболу? Надо ли собирать деньги с населения на капремонт или на «Платон»? Вводить ли новый налог? Регистрировать ли Навального в качестве кандидата на президента? Соответствует ли Конституции РФ пакет законов Яровой и нельзя ли его полностью отменить? Тратить ли деньги на Росгвардию? И т.д., и т.п., и пр.
Вопросов море, которые решаются за нашей спиной и не в нашу пользу. И было бы совсем не плохо приложить к ним наше мнение, а то и наложить табу на внедрение многих из них.
Вся прелесть электронного референдума в том, что его можно провести почти в одно мгновение (не более часа), ну, конечно, если исключить подготовительный период, который просто необходим для предварительного обсуждения проблемы, то есть вопроса, выносимого на референдум.
Идея референдума в России витает уже давно, она захватывает умы либерально настроенной молодежи и более старших поколений интеллигенции. Да и в Вильнюсе моя горячая речь была встречена аплодисментами. Но…
Первый облом мне пришел от Леонида Волкова. Напомню, что этот человек является не только начальником штаба Навального, но и создателем первой электронной системы выборов в России, которую штаб Навального применил в действии при выборах Координационного Совета Оппозиции в 2012 году. Это была блестящая идея, она вдохновила многих оппозиционеров страны. Жаль, что этот Совет распался. Это случилось лишь потому, что слишком по-разному представляли себе его деятельность сами члены Координационного Совета.
В своей книге под названием «Облачная демократия» Волков сразу и безапелляционно заявил о том, что Россия не готова к электронной демократии. Мне было трудно согласиться с этим утверждением, которое он позже подтвердил мне лично, однако теперь меня одолевают сомнения: возможно, он прав? И всё же я уверена в одном: нельзя просто складывать руки, надо пробовать. Тем более, что обстановка в России меняется с каждым днем, и мертвая точка может сорваться лавиной с места.
Второй облом я получила от эстонских программистов, профессионалов по созданию систем электронных выборов. Нет, технически программа-референдум вполне реализуема, но стоимость ее создания столь велика, что может слопать годовой бюджет целой страны, и не какой-то там отсталой, а хорошо экономически развитой.
Итак, я обожглась. Но мысль осуществить идею хотя бы в одном, отдельно взятом Приморском крае не оставляет меня. Более того, она витает уже и в других умах, совершенно независимо от меня. Похоже, есть и другие, кому невыносимо сидеть, сложа руки, кому страстно хочется действовать.
Ну, и если не действовать, то хотя бы быть в курсе надвигающихся событий.
И кто, кроме независимой газеты «АрсВест» сможет правдиво осветить события? Помните, что газету «Арсеньевские вести» можно выписать с любого месяца и в любой точке страны.
До встречи на страницах «Арсеньевских вестей»!