В пятницу, 16 января, и в понедельник, 19 января, у нас были судебные процессы. Истцы разные, и даже судьи разные, а вот публикация одна: статья Марины Завадской под заголовком «Это вам не Миша 2%, а Михайлов 60%». Одним из истцов стал мэр из Большого Камня Виктор Иванович Михайлов.
После процесса в пятницу я наконец-то просмотрела сильно нашумевший фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» и остолбенела: сюжет полностью наш, будто списан из «Арсеньевских вестей». Он повторяет не только вышеупомянутую статью Марины Завадской, но и многие другие наши публикации. Точно такая же ситуация повторялась в публикациях практически всех наших журналистов: Анастасии Поповой, Натальи Фониной, Татьяны Романенко, Надежды Алисимчик. Во всех случаях власть посягала на землю предпринимателей и уничтожала их бизнес.
Но каков эффект от фильма! Нашим публикациям до этой популярности, как до луны. Во-первых, художественная ценность. Известность автора и исполнителей, их мастерство подняли фильм на недосягаемую высоту. Во-вторых, вокруг фильма поднялась огромная волна дебатов на тему, насколько правдив этот сюжет. И очень многие с пеной у рта доказывают, что Андрей Звягинцев оболгал Россию, такого, мол, в нашей стране нет и не может быть. Жаль, что все эти патриоты (благодаря которым даже само слово «патриот» стало ругательным) не читают «Арсеньевские вести». С нами-то не поспоришь: у нас все документы на руках плюс свидетели событий.
Но самое главное достоинство фильма — его философская глубина. Ведь кроме тех конкретных событий, которые становятся причиной бедствий как героев фильма, так и героев наших публикаций, есть общая, глубоко философская причина их падения, которую Андрей Звягинцев прямо назвал самим заголовком фильма, но не все поняли. Даже обожаемый мною Дмитрий Быков решил, что «все давно сдохло, включая левиафана, — вот что самое страшное» («Learn, we are fun!», «Новая газета»).
Действительно, на первый взгляд фильм совершенно безысходный. Зло торжествует, герои терпят полный крах: гибель, тюрьма, сиротство, и даже созданный руками героя дом безжалостно рушится. Но выход из беспросветной жизни и ситуации указывал Николаю, герою фильма, священник библейской притчей о Левиафане. И поскольку она, на мой взгляд, является стержнем фильма, привожу ее полностью:
«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь.
Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются.
От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас.
Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево.
Дождь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости».
Из описания видно, что физической силой этого зверя не победить, только силой веры и силой духа, которые превосходят физическую силу и способны одолеть любое зло. И верующий человек в решающие моменты своей жизни укрепляет эти две силы постом и молитвой. А что делают герои фильма, по сути своей неплохие люди, умелые, знающие свое дело, созидатели? Они пьют водку, сильно матерятся, развратничают, предают друг друга...
Причину вижу в том, что левиафан проникает внутрь неверующего человека и либо заставляет служить себе, либо ведет к гибели. Возможно, в реальной жизни это не столь ярко выражено, не столь фатально, как в фильме Андрея Звягинцева — на то и сила искусства дана, чтобы ярче высветить проблему, довести ситуацию до крайней точки, показать всю бездну падения. Однако в большей или меньшей степени все то же самое происходит с нами и в реальной действительности. И тот левиафан, что сидит внутри нас, может протащить нас сквозь крымнаш, через войну в Украине и ввергнуть в бездну атомной катастрофы.
А делает он это с помощью «сынов гордости», своих верных прислужников, один из которых блестяще представлен в фильме в лице мэра города. Этот человек, в отличие от Николая, главного героя фильма, ходит в церковь со всей семьей и даже советуется со священником, своим духовным наставником. Как раз этот наставник и вдохновил мэра, напуганного визитом адвоката и его чемоданом компромата, ничего не бояться. Этот наставник и вернул мэру всю его наглость и чувство полной безнаказанности.
Не символично ли, что настоящий левиафан прячется в церкви, под личиной священника?Это он осуждает пляски девочек на амвоне, карикатуры художников, свободу слова — все то, что угрожает его личной власти и благосостоянию. И он же вдохновляет пытки, убийства, фальсификации, грабежи. И уничтожит вас, если встанете на его пути, но при одном условии: когда у вас внутри есть свой левиафан. И вы устоите против его мощи, точно устоите, если не допустите в себя левиафана.
Вот таким оптимистичным мне видится этот фильм Андрея Звягинцева. Похоже, что и не только мне. Уж очень много анекдотов уже сочинил народ про страх власти перед этим фильмом. Да, велика сила искусства!