Вселенная
Путешествие в боевое прошлое Владивостока
Людмила СМИРНОВА
Собирала материал про казаков, а между тем, появилась ещё одна, на мой взгляд, не менее интересная тема. Создание музея казачьего быта на базе Владивостокской крепости. Это фортификационное сооружение, состоящее из 130 фортов и береговых батарей протяжённостью 400 км, внесенное в списки ЮНЕСКО, является гордостью нашего города.
Уникальность Владивостокской крепости в том, что это самая большая в России и одна из крупнейших крепостей в мире. Она выполнила своё предназначение по защите города, не сделав ни одного выстрела. Во время Русско-японской войны корабли противника, выпустив несколько снарядов по крепости, которые не нанесли ей ни малейших повреждений, так и не решились на штурм. Но что не смогли сделать японцы, делают современные вандалы: расписывают и расстреливают стены, снимают старинные двери, жгут в казематах костры. Также и часть крепости, о которой пойдёт речь, сильно пострадала от непрошеных гостей. Еще в 2010 году были сняты двери в казематах, украдена электропроводка, выломан и срезан весь металл. Семья Захаренковых и их ближайшие друзья решили взять на себя миссию охраны и преобразования территории Петропавловской мортирной батареи, привести её в порядок и сделать на территории крепости музей казачьего быта. Этот участок крепости находится на мысе Назимова, куда мне пришлось добираться почти полдня. Наконец я на месте. Навстречу вышла симпатичная девушка: «Здравствуйте, я – Вероника, а это мой муж Максим Адольфович. Пройдёмте, покажу вам наше детище».
Мы вошли в одно из помещений. На улице довольно тепло, а в крепости сыро и прохладно. Стены у входа покрыты мхом, подчёркивающим солидный возраст помещения. А внутренние коридоры и комнаты побелены. На стенах светильники, напоминающие факел. В нишах стоят телефонные аппараты, стилизованные под XIX век. В казармах довольно уютно, сразу чувствуется женская рука. В помещении столовой на полках расставлены банки с солениями, вязанки лука и чеснока, старая посуда. В следующей комнате лежаки, покрытые соломой. На вешалке висит солдатская одежда. Проходим дальше. «А вот здесь находится киот. В 1898 г. на эту батарею была привезена икона Албазинской Божией Матери, которая является защитницей границ Дальнего Востока, а также эта икона считается и казачьей покровительницей».
Православная вера у казака в крови. Да ещё любовь к лошадям. Исторически сложилось так, что казак ассоциируется рядом с лошадью. Четыре года назад купили себе жеребца Затона. «Затон с норовом, целый год его приручал, пока он не успокоился и почувствовал силу», – говорит Максим. «А какая у него память. Однажды хотел сбежать. Мы преградили ему дорогу машиной. Так он запомнил, подкараулил и лягнул. А ещё лошади хорошо чувствуют дорогу в темноте, если им не мешать, редко спотыкаются».
«Скажите, а какие у вас отношения в семье?» – спрашиваю я.
«Я очень уважаю мужа, называю его как положено в казачьей семье, по имени отчеству», – отвечает Вероника.
Максим – потомственный казак, его прадед приехал из Полтавской области.
Много знает о казачьем быте: «Хотим воссоздать атмосферу XIX века. Чтоб человек из города попадал в казачий хутор и солдатский быт царского времени. Вот уже привезли солдатскую полевую кухню. Здесь будет стоять телега. Даже туалеты планируем оформить под стог сена. Если получится, добудем макет автомобиля тех времён, макеты орудий. У входа будут стоять манекены часовых в форме. Внизу у моря, казачий хутор. Уже строим хаты-мазанки. Внутри старая утварь, прялки, иконы, рушники. Посадим подсолнухи. Территорию у казематов засадим клевером и разнотравьем. Везде будут таблички с указателями. Наша батарея уникальна тем, что ни на одном из объектов крепости нет сдвоенных барбетов, как на Петропавловской мортирной.»
- А что означает мортира? – спросила я.
- Мортира от пушки отличается тем, что предназначена для ближнего боя. Стреляет навесом, кладёт снаряд недалеко.
- Когда планируете открыть ваш комплекс?
- Думаем, к осени можно будет принимать гостей. Работа осложняется тем, что здесь очень много мусора. Тонкий верхний слой земли, а остальное – мусор. Всё делаем на голом энтузиазме за свои деньги.
Молодцы ребята! Как хорошо, что в нашем городе есть такие инициативные, не равнодушные к судьбе города люди.
Людмила СМИРНОВА
Другие статьи номера в рубрике Вселенная: