Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 38 (966) от 20 сентября 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Так в правде сила, брат, или в силе – правда?

Марина ЗАВАДСКАЯ

На прошлой неделе случилась небольшая буря в стакане нашей политики: проект «Правое дело» закрылся со скандалом.

Собственно, с самого начала это был кремлевский проект – как когда-то партия «Справедливая Россия», а до нее – партия «Родина». Как только «Родина» набрала некоторую силу, ее тут же уничтожили, слив с партией «Жизнь» и с относительно успешной партией пенсионеров. Получилась «Справедливая Россия» с послушным Кремлю лидером, который всецело за Путина. «СР» так и представляли, как «вторую ногу» партии власти, то есть «ЕР». Между прочим, тогда многие в «СР» поверили, она добилась некоторого успеха, прошла в Думу. Но недавно друг Путина Миронов позволил себе критику подруги Путина Матвиенко – и его быстро сняли. Не такой уж блестящий был лидер Миронов, но то, что поставили взамен, и вовсе никакое. Так что стали говорить, что проект «Справедливая Россия» закрыт.

«Правое дело» - третья серия. Создана также на обломках трех партий, существовала некоторое время как бы в анабиозе. К лету ее решили «поднять» вливанием свежей крови. А именно – назначением в лидеры Михаила Прохорова, которого называют олигархом (что в корне неверно: олигарх – это денежный мешок во власти, а какая власть у наших так называемых олигархов? Правильнее называть их магнатами). Он как раз оказался к этому моменту самым богатым в России (по версии «Форбс»), значит, не в лом ему будет поделиться денежками. Знатоки говорят, что он заплатил за партию от 50 до 100 миллионов. Долларов, конечно. Именно столько стоит зарегистрированная партия. Проверить это невозможно: прейскурант нигде не опубликован.

Зачем это было Прохорову? Многие склоняются к «предложению, от которого нельзя отказаться». Но, возможно, это было и желание самого Прохорова. Многие бизнесмены, говорят психологи, достигнув определенного уровня успеха и богатства, задумываются: а что же дальше? В бизнесе секретов нет, надо попробовать еще что-нибудь! Политика – не худший вариант.

В общем, Михаил Прохоров встал во главе партии «Правое дело». Разумеется, на определенных условиях и с определенными ограничениями: то нельзя, и то нельзя, а это можно. На самом деле, конечно, ограничений было больше, чем в договоренности. Наверняка о них ничего не было сказано, потому что говорившие считали, что это само собой разумеющиеся ограничения. В том числе главное: делай только то, что тебе велят, никакой самостоятельности и личных амбиций.

Но Прохоров отнесся к купленной партии как к собственной фирме: я хозяин, я деньги заплатил, и теперь поведу ее к успеху. Они же привыкли побеждать, наши так называемые олигархи. Устав партии был переделан под Прохорова, он кое-где поменял прежних партийцев на новых, призвал бизнесменов (в том числе сдавать денежки, и в три месяца собрал для партии 800 миллионов). Состряпали манифест. Наняли политтехнологов. Выбрали слоган.

Со слоганом, конечно, непруха получилась. «Сила в правде»! Цитата из фильма. Короткая цитата. И, конечно же, нашлись умники, которые спародировали рекламный плакат «ПД» с физиономией Михаила Прохорова и привели полную цитату – как вопрос самому Михаилу Прохорову. Что ж: сам виноват. Надо осмотрительно выбирать слоган, и если что – отвечать за базар.

А потом пошло… И премьером Прохоров не прочь стать, и президентом… И в предполагаемый «федеральный список» желает включать тех, кого желает включать… Вот и включил Ройзмана, известного уральского борца с наркотиками. А ему говорят: выключи!

На мой взгляд, это была «проверка на вшивость». Миронов ведь тоже включал Ройзмана. А когда ему велели – тут же исключил. Если и Прохоров исключит – значит, нормально, значит, послушный. Пусть себе языком мелет про премьерство-президентство. Исключение кого велят – это всего лишь первый компромисс в длинном ряду дальнейших.

А Прохоров уперся.

Если честно, я не верила, что из «ПД» «выключат» самого Прохорова. Это ж будет конец проекта, дальше – только медленное угасание, если не сказать – гниение, в Думе партии не бывать! Стоило ли прилагать столько усилий, чтоб оживлять кадавра, а потом снова угробить?

Но мы за ценой не постоим.

Как бывало и раньше – съезд, расколотый надвое. Сторонники и противники. Фальшивые делегаты (причем каждая из сторон упрекает в фальшивости противников). Генсек, увольняющих членов своего ЦК. Уволенные члены ЦК, увольняющие своего генсека. Прохоров, называющий фамилию «кукловода» (да все знали, что это Владислав Сурков, но Прохоров объявил это на весь мир). Сторонник Прохорова Надеждин, пришедший на съезд противников Прохорова, на вопрос журналистов «как же так» отвечающий: «Скажите, что я старый больной человек…» Тот же Надеждин, студентам рассказывающий, что партия была сделана под Медведева, а Прохоров даже не рассматривал медведевских кандидатов в список и «кинувший» Медведева, который был в ярости… Студент, записавший этот рассказ на «диктофон в кармане» и передавший запись дальше – пока она не очутилась в интернете, в свободном доступе… В общем, как говорится, кино и немцы.

Формально, конечно, Прохоров проиграл: потерял партию. Обратной дороги для него нет: он не только назвал Суркова кукловодом, но и сказал, что раз такая у нас политическая система, то надо менять систему. Что никто не должен вмешиваться во внутренние дела партии. Победа его в том, что он не прогнулся, не пошел на первый среди будущего множества компромисс и показал себя, как это называется, мужчиной.

Формально кукловоды победили: сохранили формальный контроль партии за собой. Но их проигрыш гораздо серьезнее. И в первую очередь – то, что формальный контроль теперь всем виден. Не надо больше догадок: объект препарирован и выложен на всеобщее обозрение. А Прохоров не прогнулся – по таким у нас соскучились. Прохоров обижен властью – таких у нас любят. То есть кукловоды своими руками создали нового лидера, конкурента – и буквально и ничего, из куршавельского шалуна, проклятого олигарха!

Между прочим, есть еще одна версия произошедшего, более прозаическая и меркантильная: деньги. Выдвинул ее известных блогер Андрей dolboeb Носик:

«Вполне может выясниться, что вся эта история с заманиванием Прохорова в политику и последующим его публичным унижением — ловко спланированная провокация, чтобы заставить одного из богатейших людей России вслух объявить себя оппозиционным политиком. После таких заявлений российскому миллиардеру, как правило, приходится выбирать между Краснокаменском и Лондоном, а его имуществу назначаются новые хозяева из бывших чекистов. И перспектива запустить такой процесс передела собственности — куда более серьёзный стимул для наших суверенных клептократов, чем забота о конфигурации той четверти думских мандатов, которые рисуются не ЕдРу».

Кстати, уходя из «ПД», Прохоров сказал, что желает получить обратно те 800 миллионов, которые пришли в кассу партии «под Прохорова». Новы партийные лидеры сказали, что конечно, чухоро им не надо. А на следующий день – что нифига, может, Прохоров еще и должен остался партии, ведь люди ж работали, а зарплата как же? Жительница Владивостока под ником zaikazaikoi пишет: «Как раз в пятницу общалась с партнершей из Сибири. Она, оказывается, в этом левом деле была. Так он, наивный, пытался заставить своих однопартейцев вкалывать каким-то образом. А они чё, тупые? Нешто в партию шли, чтобы работать? Ну они ему козу и показали))».

В общем, как писал когда-то Евгений Винокуров, «а жизнь бывает проста и ужасна».


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100