Вселенная
Какой он, современный балет?
Наталья ФОНИНА
8 СЕНТЯБРЯ В ТЕАТРЕ ИМ. ГОРЬКОГО СОСТОЯЛСЯ КОНЦЕРТ С УЧАСТИЕМ ЗВЕЗД МИРОВОГО БАЛЕТА
Художественный руководитель программы – выдающийся хореограф, внесший вклад в развитие мирового балета, Юрий Григорович. Это потрясающее событиев в культурной жизни Владивостока. На владивостокской сцене театра им. Горького выступили артисты из стран, входящих в азиатское содружество.
Особый национальный колорит и темперамент прослеживались в каждом выступлении. Но всех объединила необычайная грация и высокий уровень балетного мастерства. Все участники концерта – неоднократные лауреаты многих хореографических конкурсов балетного искусства.
Думаю, что именно верность академическим основам как классике, помогла балету сохраниться. Русский балет издавна занимал почетное место в истории культуры. Его отличительными особенностями всегда оставались изящность, отточенность каждого движения в сочетании с впечатляющим мастерством сценической игры.
И на этот раз российские артисты балета, выступавшие на сцене театра им. Горького, были удивительно органичны. Эти две пары: Нина Гольская и Михаил Крючков, Дарья Бочкова и Клим Ефимов приковали внимание зрителей. С их выступлений началась концертная программа.
Они легко и виртуозно выполняли сложные балетные элементы. И между тем как будто проживали чужую жизнь на сцене. В каждом движении артистов зрители могли угадать чувства, настроение героев и даже понять их характер, скрытый под музыкально-хореографическими образами.
Элементы гимнастики и аккробатики присутствовали в выступлениях артистов балета из Кореи и Китая. Их номера отличались особой харизмой и особой техникой исполнения.
В Китае балетное искусство появилось гораздо позже, чем в России. Но китайские балетные труппы получили признание как на российской сцене, так и у любителей балета из других стран.
Зрителям также понравилось выступление корейских артистов балета. Зал рукоплескал им. Корейский национальный балет сегодня известен всему миру. Но его развитие и становление выпали на трудные для страны 60-е годы прошлого столетия.
Корейский балет простирается от классического балета с его «Жизелью» и «Дон Кихотом» до своеобразных балетных постановок по мотивам корейского эпоса и шаманизма. Но на владивостокской сцене театра им. Горького артисты из Кореи выступили в классическими номерами. Их исполнение отличала особая темпераментность и высокий уровень мастерства.
Не менее эффектно на общем фоне выглядели и японские артисты. В последние десятилетия японский балет вышел на международный уровень. Огромное влияние на развитие японского балета в свое время оказали советские мастера балетного искусства.
С 1960 по 1964 г. в Токио работала Балетная школа им. Чайковского, в которой преподавали советские педагоги и балетмейстеры.
В настоящее время многие японские артисты балета выступают на международных конкурсах и имеют огромный успех и признание. Одни из молодых талантливых артистов японского балета – Окава Койя и Такуда Саяка.
Концертная программа пролетела, как одно мгновение. А так хотелось сказать: «Остановись мгновение!»
Также хочется верить, что на смену старшему поколению мастеров хореографии придёт молодое поколение, не менее талантливое и инициативное. Те, кто посвящает себя искусству, в том числе балетному – это тонкие натуры, с особым восприятием окружающей действительности, с изысканным вкусом и стилем. Но их нужно воспитать.Чтобы собрать созвездие звезд, и прежде всего, из молодых артистов, Юрий Григорович посвятил многие годы. И по-моему, ему это удалось, в том числе благодаря конкурсу «Молодой балет мира», который ежегодно проходит в Сочи.
Наталья ФОНИНА
Другие статьи номера в рубрике Вселенная: