Экономика
Предоплата с переплатой
Валентин Политаев
Посчитали – прослезились
Многие жители Находки получили квитанции от Находкинского филиала «Примтеплоэнерго» за декабрь 2010 года и прослезились. Сумма оплаты за отопление выросла в полтора раза! Плачет горькими слезами, хватаясь за больное сердце, 79 летняя Вера Павловна:
«Посмотри, сынок, вот оплаченные квитанции: за октябрь – 1 тысяча 813 рублей 78 копеек, за ноябрь уже 2 тысячи 682 рубля 1 копейка, а за декабрь нам выставили счет аж на 3 тысячи 565 рублей 63 копейки! Это как же нам жить? – обреченно вопрошает ветеран труда, инвалид 2-й группы. – А социальные выплаты при этом тают на глазах: за октябрь начислили 1190,03 рубля, за ноябрь – 1156,41 рубля, а за декабрь – 1063,99 рубля. С каждым месяцем все меньше и меньше!»
Взял я у старушки злосчастные квитанции и пошел докучать начальникам местного «Примтепло-энерго» вопросом: доколе они народ изводить будут?
Таких людей на помойку не выбрасывают
Директорствует ныне в Находкинском филиале «Прим-теплоэнерго» Михаил Жуков. Это его второе пришествие на эту должность. Михаил Борисович уже успел порулить городской теплоэнергией в 2001-02 годах в качестве самого первого директора краевого унитарного предприятия в Находке. Можно сказать, стоял у истоков!
Смутные времена выпали на его долю: тогда в Находке разгневанные люди тысячами штурмовали его кабинет, брали в осаду здание управления, негодуя то по поводу квитанций, то по поводу отсутствия отопления. Не сдюжил Жуков, ушел на другой фронт работы. Кресло директора, за это время, примерял под себя не один человек, как минимум пять! Видать, хлопотное это дело – согревать людей!
Но, как сказал в марте 2001 года президент России Путин в отношении бывшего губернатора Приморья Наздратенко, погрузившего весь край зимой во тьму и холод: «Не думаю, что мы в этих условиях должны выбросить человека на помойку», так и с Михаилом Борисовичем – на помойку не выбросили, сберегли, вспомнили и, когда надо, вернули!
Благими намерениями вымощена дорога в ад
Дожидаться аудиенции у директора Находкинского филиала «Примтеплоэнерго» пришлось недолго – полчаса. В приемной были слышны споры, даже на повышенных тонах, шедшие в кабинете Михаила Борисовича. Сразу видно – работает человек, не зря казенный хлеб проедает!
Дождался своей очереди. Зашел. Начал сразу: выложил квитанции, задал вопрос. Михаил Борисович, не дослушав, сказал, как отрезал: «Комментировать ничего не буду». – «А что так? – поинтересовался я. – Вы же руководитель. Наверняка, должны всё знать». На что получил ответ: «У меня другие проблемы».
Умение делить проблемы на свои и чужие – высокое искусство! Не следует заморачиваться пустяками тех, кто тебя кормит!
Однако отправил меня Михаил Жуков к своему заму по сбыту Оксане Гофман. Оксана Константиновна куда-то шибко собиралась, потому речь ее была лаконичной, но убедительной. Прежде всего, мне было указано на то, что квитанцию надо внимательнее читать.
Да, отпечатанная на формате А4 квитанция несла на себе много информации: мелким шрифтом о каких-то акциях по списанию пени, об открытии нового сервиса, шрифтом чуть покрупнее о предложении оплатить сейчас то, что выставлено, а перерасчеты будут сделаны в квитанции за январь!
Оказывается, Находкинский филиал «Примтеплоэнерго» в этих квитанциях не учел оплаченные после 15 числа суммы за ноябрь, или попросту выставил абонентам предоплату, причем с большим перебором!
«Мы же для людей стараемся, – сказала душевно какая-то дама, сидевшая в кабинете за столом напротив. – Впереди большие праздники, а так люди заранее смогут оплатить».
Ничего себе – позаботились! Когда человек становится чиновником или служащим, у него в мозгах что-то происходит: он перестает понимать, что добро для учреждения или предприятия – не всегда есть добро для других людей! А чаще – зло!
Осмелюсь предположить, что заботой о населении руководство «Примтеплоэнерго» прикрывает истинные цели: по итогам отопительного сезона прошлого года Находкинский филиал сработал в убыток. По данным статистики, от оказания услуг организациями жилищно-коммунальной сферы Находки в январе-марте 2010 года получен убыток 211,9 млн рублей. Расходы по основному виду деятельности составили 1210,8 млн рублей, превысив доходы на 21,2%, в том числе по теплоснабжению – на 31%.
Таким образом, теплоэнергетики решили завершить этот год положительным балансом за счет предоплаты с переплатой населения! В итоге, наш разговор в «Примтеплоэнерго» закончился выводом: эти квитанции можно не оплачивать, выбросить, а в январе ждать новую квитанцию по оплате отопления за декабрь, уже правильную.
Не жили богато, нечего и начинать?
Осталось выяснить еще один вопрос: почему с каждым месяцем уменьшается сумма социальной выплаты за отопление. Об этом я спросил заместителя начальника Находкинского отдела социальной защиты населения Марину Хромовских. Марина Валерьевна пояснила, что согласно постановлению администрации Приморского края 358-па, с 23 ноября 2010 года повышена максимально допустимая стоимость Гкал для населения. Стоимость 1 Гкал составляет 1435,06 рублей без учета НДС.
Проще говоря, если до 1 апреля 2010 г. находкинцы платили по тарифу 12-месячного отопления не более 29 руб. 77 коп. за 1 квадратный метр, то с 23 ноября 2010 г. максимальная цена за 12-месячное отопление составляет 32 руб. 75 коп. В результате этого рост тарифа составил 10,5%. Значит, доля жильцов в оплате отопления выросла, а социальная выплата на тепло стала меньше на эти же 10,5 процентов. Однако на свой вопрос, почему социальная выплата уменьшается уже в течение трех месяцев, внятного ответа я так и не получил!
Я бы тоже хотел иметь все то, что имеет тот, кто имеет нас
Почему коммунальщики так часто будоражат население своими изысками в деле собирания платежей? То придумают какую-нибудь изощренную акцию под названием «Новый год при свечах», как это сделало МУП «Находка-водоканал», то «Даль-энергосбыт» в своих квитанциях выставит добропорядочным гражданам невесть откуда взявшиеся долги, то «Примтеплоэнерго» в завуалированной форме подбросит квитанции с превышенной предоплатой?
Потому что им всё сходит с рук! Нет у нас желания да и возможности ходить по судам с исками по возмещению морального ущерба. Слишком накладное и бесперспективное это дело. Вот и чувствуют себя руководители коммунальных предприятий безнаказанными. А безнаказанность, порождает вседозволенность!
Валентин Политаев
Другие статьи номера в рубрике Экономика: