Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 51 (927) от 21 декабря 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Новости

Университет XXI века: без преподавателей, студентов и оценок

73online.ru

Второй региональный бизнес-форум, который прошел в Ульяновке на минувшей неделе, объединил на одной площадке не только представителей бизнес-собщества нашего региона. На мероприятие приехали и столичные бизнес-тренеры, руководители инновационных проектов.

Они приняли участие в работе круглых столов и секций, которые оказались не только интересными, но и весьма полезными для молодых предпринимателей. Уникальную концепцию образования будущего представил в своём докладе руководитель проектной группы «Метавер» Дмитрий Песков.

Уча новому, нельзя учить по-старому. Так можно сформулировать основной девиз университетов будущего. В них нет ни преподавателей, ни студентов, ни оценок. Учёба и отдых сливаются в единое целое. А главная образовательная цель – выпускать именно нужных специалистов. Миф, скажете Вы. В 21 веке – уже реальность. Причём не только на Западе. Подобные образовательные системы, нацеленные на подготовку востребованных рынком специалистов, успешно развиваются и в нашей стране. Яркий пример – сетевая группа «Метавер». В своём послужном списке она имеет совместные проекты с Nokia, Intel, Cisco. И, похоже, это только начало длинного и перспективного пути сотрудничества с крупным бизнесом.

На втором международном форуме «Ульяновская область – территория малого бизнеса» журналисту портала «Ульяновск online» удалось познакомиться с уникальным человеком, руководителем сетевой группы «Метавер» Дмитрием Песковым. В эксклюзивном интервью он рассказал об уникальном опыте проекта «Образование» в нашей стране и объяснил, почему в нём нет места старым привычкам.

- Дмитрий, что такое образование будущего в вашем понимании?

- Образование – это не только обучение. Образование происходит от слова образовываться, то есть создаваться, развиваться, меняться. К сожалению, сегодня образование находится в глубоком кризисе, оно живёт в прошлом, а весь мир стремится к будущему. Говорят: генералы готовятся к прошедшим войнам, а университеты выпускают ненужных специалистов. Образование сегодня недотягивает до стандартов скорости, которые задаёт новая технологическая революция. Знания, которые передают школы и университеты, устарели на десятки лет. Приведу пример, в одном из московских ВУЗов студентов обучали конструированию тепловозов, выпуск которых прекратился ещё 50 лет назад, а специальность всё ещё имела место быть. На сегодняшний день есть отрасли - спринтеры, которые меняются очень быстро. Например, телекоммуникационные компании, условно говоря, пробегают стометровку за 5 секунд. Есть отрасли, которые тоже расстояние преодолевают за 10 минут – это средний бизнес, производство. А есть такие, которым требуется 100 часов – сегодня это медицина и образование. В нашей проекте задействованы люди из «быстрых» компаний, которые хотят свои технологии – компетенции перенести в «медленные» отрасли.

- Как на практике выглядит работа вашей сетевой группы?

- Суть достаточно проста. У нас нет ни руководства, ни иерархии. У нас даже нет офиса. Наша группа – это свободное сообщество, которое группируется в Интернете, определяет наиболее интересных людей, у которых есть что-то, что горит у них в душе. При этом они являются очень серьёзными специалистами в своей области. Мы искали для себя устойчивую организационную форму, и мы ее нашли, условно называем эту схему «Велосипед». Есть переднее «колесо», в нем нет бизнеса, лицензий и любых других правовых режимов, есть только люди, которые уверены, что образование нуждается в коренных переменах. Важно, чтобы эти люди были готовы работать ради перемен. Они занимаются своими проектами, а результатами работы обмениваются с другими участниками. Наша цель ? к 2020 году создать новую образовательную систему. Для этого необходимо собрать мозаику с единой логикой из тысяч технологий, разбросанных в обществе. Компетенции некоторых людей пересекаются настолько плотно, что возникают группы. Эти группы создают новые технологии, которые передаются во второе «колесо» ? бизнесовое. У нас имеется свой софт, и любой человек из бизнесового «колеса» может бесплатно использовать этот софт для коммерческих целей, но при одном условии ? результаты работы и мысли по доработке софта он обязательно возвращает в первое «колесо». После этого мы обсуждаем полученный опыт на некоммерческом баркемпе, фиксируем и выкладываем как еще одну оформленную концептуальную разработку. Это помогает постоянно развиваться.

- Если говорить об образовании, скажите, вам удалось внедрить на практике разработанную вами модель обучения?

- Конечно. Сейчас обсуждаем программу с крупным российским энергетическим холдингом, в котором работают 100 тыс. человек. Им нужны наши технологии, они хотят научиться отбирать студентов первого-второго курсов и давать им особые знания и компетенции.

У меня есть любимый пример, показывающий, что все это не фантазия, а довольно легко реализуемо. В третьестепенный вуз, который сейчас называется Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, пришел новый ректор, бизнесмен. Бюджет вуза увеличился в десятки раз, вуз стал лидером образования на Дальнем Востоке, а его студенты на моих курсах, когда я там читал, показывали лучшие успехи, чем студенты МГИМО. Как вузу это удалось? Практика и новые технологии: на все руководящие посты назначаются айтишники, вуз покупает рыболовную флотилию и ремонтные мастерские, где студенты сразу нарабатывают технические компетенции и зарабатывают деньги.

Еще в каждом вузе есть навязанные образовательным стандартом предметы ? философия, история, экономика и так далее. Обычно их преподают хуже всего. Я сам историк по первому образованию и эту специальность обожаю, так что в необъективности меня обвинить сложно. Так вот в ВГУЭС одними из первых в России отказались от бумажных учебников, создали электронную библиотеку, каждому студенту дали по ноутбуку и оставили только 5-10% преподавателей, которые умели зажигать сердца своими лекциями, остальные предметы перевели в онлайн. В итоге фонд оплаты труда вырос на 60%, вот вам и готовый финансовый ресурс для изменений.

Это не Принстонский университет, не Гарвард, это маленький вуз на Дальнем Востоке. Просто на руководящих постах стоят люди с адекватным пониманием современности, и людям хватает смелости, чтобы отсечь все ненужное.

- Сколько будет стоить образование будущего?

- Хороший вопрос. Образование будущего разделится на два вида ? «компьютерное», оно будет дешевым, и «человеческое», оно будет дорогим, потому что знания стремительно обесцениваются, а социальные связи и возможность учиться лицом к лицу будут только дорожать.

Уже сейчас главная функция российских университетов ? не учить людей, а социализировать. Да и главная ценность Гарварда или Принстона не в том, что ты научишься политическим наукам, а в том, что будешь выпивать с арабским принцем, будущим президентом США и военным французским летчиком. То есть наработаешь социальные связи.

Сколько будет стоить образование? Сегодня двухлетняя программа МВА в «Сколково» стоит 60 тыс. евро. В эту сумму входит проживание, долгосрочные командировки в одну из стран развивающихся рынков. Мы думаем, что суммы будут где-то сравнимые. Но в нашем долгосрочном прогнозе мы говорим, что будут набирать обороты страховые формы образования: студенты смогут брать кредиты на тридцать лет. Разделите 60 тыс. евро на 30 лет, и сумма окажется вполне подъемная. А государство и крупные компании смогут субсидировать ставки по этим кредитам.

- То есть образование не станет доступнее?

- Качественное образование сейчас стоит не меньше, просто в официальную цену не включаются взятки и дополнительные расходы. Есть еще одна причина, почему страховое образование сработает. Корпорации нуждаются в механизме долгосрочной лояльности студента. Допустим, образование стоит 60 тыс. евро. Первые 10 тыс. за студента оплачивает государство, остальные 50 тыс. вносит компания и говорит сотруднику: «Ты должен мне вернуть 50 тыс. за тридцать лет, это 1,6 тыс. в год. Если ты работаешь у меня, платишь 500 евро в год, если уходишь, изволь выплатить кредит полностью».

- Есть ли в нашем регионе проекты, которые близки по духу образованию будущего?

- В Ульяновске есть два таких проекта, которые находятся на хорошем уровне развития. Первый – это замечательный кластер информационных технологий «Ecwid». Он работает с платежными системами в Интернете. Это яркий пример того, как в Ульяновске можно построить компанию мирового масштаба. Причём она может стоить сотни миллионов долларов. Задача региональных властей - встраивать такие компании в систему образования. Условно говоря, передать проекту «Ecwid» половину вашего университета, чтобы студенты со 2-3 курса работали стажёрами в этой компании, приобретая те компетенции, которые реально нужны на рынке. В итоге студенты получат реальную практику и станут востребованными специалистами.

Второй уникальный проект, созданный в вашем регионе, - это бизнес-инкубатор «Иннователь». Нигде в мире больше нет такой бизнес-модели. С одной стороны, у них есть классический венчурный фонд: они поддерживают стартапов – начинающих предпринимателей, предоставляют им бесплатное помещение, юридические, бухгалтерские услуги взамен на долю в бизнесе. С другой стороны, они обучают детей основам бизнеса с 5 лет. Таким образом, образуется непрерывная цепочка. Я считаю, что этими двумя проектами Ульяновск может гордиться. Это два примера мирового уровня.


Другие статьи номера в рубрике Новости:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100