Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 47 (923) от 23 ноября 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Москва – инкубатор торговцев смертью

«Der Spiegel», Германия, редакционная статья

«Бут может слишком многое рассказать о том, кто принимал участие в тайных сделках по поставкам оружия, и когда он этими сделками занимался», – говорит руководитель Института стратегических оценок Александр Коновалов.

Москва является центром серого рынка оружия, здесь действуют сомнительные миллионеры из многих стран. Военная спецслужба ГРУ помогает им договариваться о сделках.

Прекрасное настроение царило на недавней встрече в Ханое американского госсекретаря Хиллари Клинтон и ее российского коллеги Сергея Лаврова. Они поздравили друг друга с совместным успехом в борьбе против афганских наркокартелей. Только один известный заключенный нарушал гармонию. Речь идет о Викторе Буте – арестованном в Бангкоке торговце оружием.

Российский министр осторожно отвел г-жу Клинтон в сторону, чтобы там начать откровенный разговор: «Америка должна перестать оказывать давление на тайское руководство». Москва и Вашингтон ведут ожесточенную борьбу за находящегося с 2008 года в заключении Бута. Тайский премьер-министр, у которого уже начали сдавать нервы, недавно заявил: «Америка и Россия должны, наконец, решить этот вопрос между собой».

Россия всеми средствами пытается воспрепятствовать экстрадиции Бута в Америку, и причины этого понятны: он имеет прекрасные связи в московских кругах поставщиков оружия и спецслужбах. По данным Организации Объединенных Наций, Бут, судя по всему, поставил только в Африку оружия на миллионы и таким образом нарушил введенное эмбарго. Если он будет давать показания в американском суде, то Кремль должен опасаться разоблачений.

Один из инсайдеров признается, что «почти все действующие в Москве торговцы оружием находятся под наблюдением со стороны наших спецслужб и часто управляются ими». Другой знаток в этой области так описывает конспиративную модель: «Скрытые продажи оружия проводятся через фирмы, которые были созданы ушедшими со службы офицерами ГРУ». Эти сделки курируют действующие сотрудники ГРУ. Прибыль затем делится – представители спецслужб получают около 30 процентов.

Эти сделки приняли такой размах, что даже московская служба внешней разведки СВР предупреждает о нанесении ущерба престижу из-за «серого рынка оружия» в республиках бывшего Советского Союза. Все более активное участие «в мировой торговле военной техникой принимают бывшие сотрудники спецслужб из России и Украины», – говорится в одном конфиденциальном документе.

В Москве помимо десятка оружейных баронов российского происхождения находятся также продавцы из Израиля и Пакистана. Торговцы, работавшие ранее в Чехии, Польше или Болгарии, после расширения НАТО перебрались на Восток. По имеющимся данным, проживающий в Москве и выдающий себя за торговца тканями пакистанец организовал продажу вертолетов и крылатых ракет типа X-55 в Пакистан.

На фоне того, чем занимается мультимиллионер Аркадий Гайдамак – российско-израильский предприниматель – даже операции Бута выглядят довольно скромными. Бут сделал свое состояние «с помощью сделок в размере от 10 до 30 миллионов долларов, и он продавал большое количество стрелкового оружия, боеприпасов, легких артиллеристских установок и вертолетов, но по большей части это была уже «бэушная» техника», – отмечает один из московских знатоков этой отрасли. В то же время у таких людей как Гайдамак «суммы сделок колеблются от 100 миллионов долларов до одного миллиарда, и они занимаются продажей дорогостоящих систем правительствам других стран».

В девяностые годы Гайдамак в Белоруссии и на Украине приобрел оружие для Анголы. За Москву эти сделки подписал бывший офицер, служивший в советское время в Анголе и познакомившийся тогда с нынешним президентом этой страны Жозе Эдуарду душ Сантушом (Jose Eduardo dos Santos). И сегодня рассказавший это человек с большой теплотой отзывается о Гайдамаке как о человеке, «с которым все охотно занимаются бизнесом, так как он постоянно платит вперед».

В результате расследования дела, получившего известность как «Анголагейт», французский суд заочно приговорил Гайдамака в октябре 2009 года к шести годам тюремного заключения. Французы сочли доказанным, что этот русский нелегально продал оружие на сумму 790 миллионов долларов в одно из африканских государств, где в то время шла гражданская война.

Даже международный ордер на его арест не помешал Гайдамаку в 2008 году участвовать в выборах мэра Иерусалима, хотя он тогда не добился успеха. В последнее время он живет в Москве и пишет книги о своей великолепной коллекции мебели. В столице России бывший владелец газеты «Московские новости» может чувствовать себя спокойно. Так как здесь сидят его покровители, здесь он выступает в качестве советника посла Анголы и имеет аккредитацию при российском министерстве иностранных дел.

Содрогаясь наполовину от страха, наполовину от восторга, московская газета «Аргументы недели» сообщила о том, что глобальный нелегальный рынок оружия, оборот которого составляет около пяти миллиардов долларов, «контролируется нашими людьми».

И сегодня еще продолжаются разговоры о том, что на борту захваченного при загадочных обстоятельствах летом 2009 года в Балтийском море грузового судна «Arctic Sea» могли находится системы оружия, предназначавшиеся для Ирана или для палестинского ХАМАСа, а не только груз древесины, как утверждала Москва. Судно захватили предполагаемые преступники из Восточной Европы. Кремль направил свои военные корабли для того, чтобы захватить это судно у берегов Кабо-Верде.

В октябре инспекторы Совета Безопасности ООН на аэродроме в Дарфуре – регионе Судана, охваченном гражданской войной, – обнаружили четыре бомбардировщика Су-25. Они были частью сделки по поставке 15 самолетов, которая была подготовлена в Москве, а затем эти машины через Белоруссию были проданы Судану. Организация Amnesty International обвиняет Москву в том, что, осуществляя поставки такой военной техники как вертолеты Ми-24, Россия нарушает эмбарго ООН от 2005 года. Россия отвергает эти обвинения. Даже правительство Белоруссии оправдывается: Судан, по его словам, заверил, что он не будет применять самолеты Су-25 в тех районах страны, где ведутся боевые действия.

Повстанцы в Дарфуре, однако, сообщили о том, что их позиции уже в начале октября вновь были атакованы с использованием самолетов, принадлежащих центральному правительству. Проведенное журналом Spiegel расследование показало, что запасные части к истребителям Су-25 были доставлены в Африку из России через Белоруссию, и были также предоставлены переводчики для обучения суданских пилотов.

Еще в советское время ГРУ контролировало продажу оружия повстанческим группировкам в Африке, Азии и Латинской Америке, то есть в те страны, в которых Кремль рассчитывал провести коммунистический переворот. И после распада Советского Союза существовавшие сети не пострадали. Официально Москва в девяностые годы осуществляла продажу оружия через государственное экспортное агентство. Однако поставки оружия палестинцам проводились через серые каналы для того, чтобы не осложнять отношений с Израилем.

Виктор Бут также создал свою сеть в то время, когда он находился на юге Африки. В Анголе и в Мозамбике военные советники Кремля работали с 1975 года по девяностые годы, выступая на стороне коммунистического движения. Бут был одним из нескольких сотен переводчиков, помогавших военным советникам. В идеальной позиции находились как раз те переводчики, которые одновременно подрабатывали, участвуя в сделках на черном рынке. Они занимались контрабандой наручных часов, телевизоров из России на юг Африки, подкупали пилотов, которые иногда доставляли сотни ящиков пива Heineken, летая над джунглями, из пункта А в пункт Б, а иногда две тонны свежей рыбы. Русские называли эту систему «Candonga» – что на португальском означает «незаконная торговля».

Доходы были «сказочные», рассказывает один из участников такого рода сделок. «Но прежде всего мы знакомились с ведущими чернокожими политиками, военными и тайными кукловодами, – добавил бывший военный переводчик. – Мы вместе с ними пили водку и выписывали девочек. Это сближает». Однако Бут все время держался в стороне, и тем не менее, он познакомился с достаточным количеством людей, которые позднее оказались полезными для него.

Находясь в тюрьме в Бангкоке, Бут в интервью журналу Spiegel жаловался на условия своего содержания: «Я вынужден таскать тяжелые металлические кольца и цепи на ногах. Ко мне здесь относятся почти как к животному».

«Der Spiegel», Германия, редакционная статья


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100