Вселенная
Заблуждался ли Лев Толстой в поисках Бога?
Михаил Голенищев, гайдпаркер
Любой русский человек вот уже много лет пытается найти для себя объяснение одному противоречию: как же так, величайший из отечественных литераторов, автор, при жизни ставший классиком, и в то же время – единственный из писателей, отлученный от Церкви.
Когда Толстой обратился к Библии, в особенности к Новому Завету, он уверился, что нашел ответ на многие вопросы. В каждом из нас, утверждал он, есть способность распознавать добро. Она является живым источником разума и совести, и цель нашей сознательной жизни – в повиновении ей, то есть в делании добра.
Толстой сформулировал пять заповедей, которые, как он считал, были истинными заветами Христа и которыми человек должен руководствоваться в своей жизни:
не впадай в гнев;
не поддавайся похоти;
не связывай себя клятвами;
не противься злому;
будь равно хорош с праведными и неправедными.
Толстой отвергал церковный авторитет, за что был отлучен от церкви.
Скорее всего, ему не могли простить высказываний не против христианской веры (как таковой), а того, что он замахнулся на авторитет тогдашних столпов российской православной церкви.
Толстой полагал, что истина не может быть внушена – каждому человеку дано открыть ее лишь самому – ибо «Царство Божие внутри вас есть».
Толстой принимал свободное толкование Евангелия, но не признавал остальных книг Библии. Важнейшими для него были слова Евангелия «Возлюбите врагов ваших» и Нагорная проповедь.
В качестве главных принципов Толстого были «всеобщая любовь», непротивление злу насилием, духовное и нравственное самосовершенствование.
А может, Толстой был в чем-то неправ?
Михаил Голенищев, гайдпаркер
Другие статьи номера в рубрике Вселенная: