Экономика
Малиновый пиджак «Пять звездочек»
Марина ЗАВАДСКАЯ
«Нашим потомкам вряд ли будет нравиться то, что мы натворили за последние 20 лет, – сказал академик-архитектор Виктор Обертас на «круглом столе» в библиотеке имени Горького. – Раньше Владивосток был моим любимым городом. Сейчас я его ненавижу».
Впервые мы слышим голос архитекторов, в течение 20 лет молча ненавидевших Владивосток. И подвигло их на высказывание своего мнения желание краевой администрации построить пятизвездочную гостиницу в историческом центре города, на 36-м причале.
НЕЛЬЗЯ, НО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ
Начался процесс 8 октября прошлого года: Анне Мялк, советнику Российской Академии архитектуры и строительных наук, член-корру Академии архитектурного наследия, а по должности – начальнику отдела реставрации Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры пришло письмо от главы чудесной фирмы «Наш дом Приморье», депутата городской думы Марины Ломакиной, именуемой в дальнейшем также «заказчик».
Марина Ломакина желала в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012 построить пятизвездочную гостиницу на Корабельной Набережной, прямо на 36-м причале. Точнее, вместо 36-го причала. Ну и испрашивала разрешения. То есть просила согласовать место.
«Нет!» – ответила Анна Мялк. Потому что:
«Рассматриваемая территория – часть единого уникального ансамбля, созданного на протяжении более 100 лет творчеством нескольких поколений архитекторов, задуманного и воплощенного с использованием природного окружения.
Историческая застройка, ландшафт, планировочная система озеленения, открытые пространства площадей и террас, планировочные и зрительные связи с перспективами исторических улиц являются базой, на которой формируется историческое поселение.
Связи пространства улиц с морскими панорамами, с противоположными берегами бухты Золотой Рог и, с другой стороны, связи акваторий с панорамами исторической части города – неотъемлемые элементы, из которых складывается историческое своеобразие города…
Все рассматриваемое пространство, входящее в отводимый под застройку участок, – это одно из самых значимых общественных достопримечательных мест города, можно сказать, «сердце города».
Застройка рассматриваемого участка многоэтажным комплексом зданий нанесет урон исторической зоне города:
1. Закроет море со стороны мемориалов погибшим в Великой Отечественной войне, улиц Светланской и Петра Великого, Светланского переулка, скверов, тем самым уничтожит историческую среду ансамбля, к которой относятся виды и панорамы бухты Золотой Рог, открывающиеся со всех окружающих улиц и площадок рядом с памятниками истории и архитектуры.
2. Перекроет пространство Корабельной Набережной, которая утратит свои качества собственно набережной – улицы, идущей вдоль берега, в перспективе и вдоль которой раскрывается грандиозная панорама бухты Золотой Рог, пролив Босфор Восточный.
3. Превратит в задний двор гостиницы уникальный исторический ансамбль (Дом военного губернатора Приморской области, здания и Музей Общества изучения Амурского края (Русское Географическое общество), Новый театр, Триумфальная арка Цесаревича, мемориал погибшим в ВОВ, подводная лодка, монументы и т.д.).
4. Закроет исторический ансамбль от восприятия с моря, исказит морской фасад исторического города».
Нет, это не Анна Мялк написала. Это продукт более позднего коллективного творчества архитекторов. Поскольку 8 октября процесс только начался.
ЗНАЧИТ – МОЖНО
Несмотря на отказ в согласовании места, 3 декабря на Градостроительный совет был вынесен тот же самый проект: гостиница на Корабельной Набережной, на 36-м причале. Решение Градостроительного совета было то же самое: «Нет! Найдите другое место!» Мэр Владивостока Игорь Пушкарев написал письмо заказчику: рекомендуем не использовать это место! В ответ – молчание.
Архитекторы написали соответствующие письма в Росохранкультуру, Дарькину, Путину. В ответ получили запрос из администрации Путина.
В марте жизнь закипела. Сначала по инициативе вице-губернатора Балана состоялось заседание Градостроительного совета – с тем же результатом. Архитекторы города рассмотрелили 6 участков для возможного размещения гостиницы, оценили их плюсы и минусы.
Заказчик обнес свой несогласованный участок забором и снес вокзал прибрежных морских сообщений, поставив недалече времянку, слепленную из контейнеров – это, типа, временный вокзал прибрежных морских сообщений. А насчет других вариантов… Было назначено новое совещание на 19 марта, но… оно не состоялось.
Архитекторы написали короткое письмо президенту и бросили ему на сайт. Через три дня пришел ответ, что письмо переправлено в прокуратуру.
Между тем заказчик помалкивал, подготовительные работы шли своим чередом.
Архитекторы недоумевали и негодовали. Как же так! Они же специалисты, профессионалы высокого уровня! Почему же их не только не слушают, когда они говорят, но и грубо пренебрегают?
Эх, поздно спохватились, ребята! Вы приучили наглецов от строительства к своему молчанию. Когда строители захватывали дворы, скверы и спортплощадки, чтобы втиснуть торговый комплекс или «элитный» жилой дом, вы молчали. Когда «реконструкцией» уродовали здание на углу Океанского и Светланской – вы молчали. Когда напротив мэрии строилась «трехъярусная парковка» в 17 офисных этажей – вы молча проектировали… И вдруг…
Да, понятно, есть пределы терпению и молчанию. Но слишком уж вы неожиданно заговорили. Как в том анекдоте: «О, эта обезьяна еще и разговаривает!»
А ЧТО В ГОЛОВАХ?
Архитекторы вышли к народу в двух форматах. Первый – пресс-конференция в «Приморгражданпроекте» (ПГП), второй – «круглый стол» в библиотеке имени Горького (по случаю дня рождения библиотеки). Говорили о городе, об архитектуре.
Не слишком веселый вышел разговор. Рассказали и об этом безумном проекте гостиницы. Что она закроет панораму. Что возле мемориала образуется аэродинамическая труба. Что часть гостиницы будет построена «на воде»: чтобы вместить чудовище, надо будет засыпать часть Золотого Рога. Что архитекторов не слышат… И что архитекторы не понимают: зачем? Зачем ставить урода в самом неподходящем месте? Почему не построить здание там, где оно впишется в окружающий пейзаж и уродом выглядеть не будет, а может стать и украшением города?
Ответа нет, кроме одного: «А мне так хочется!» Это «мне», кстати, относится к Марине Ломакиной, заказчику, номинально.
Возможно, это все «проклятые девяностые». Когда-то малиновый пиджак и золотая цепь в пять кило наглядно демонстрировали успешность реального пацана. Очень скоро такая «наглядная агитация» ушла в прошлое: пацаны остепенились, стали выглядеть прилично. Но малиновые пиджаки никуда не делись. Они остались… в мозгах.
Какой смысл ставить дом (гостиницу, торговый центр, жилой комплекс, офисное здание) там, где он впишется в рельеф и старую застройку? Дом станет всего лишь элементом чего-то большего: города. Но реальный пацан должен выделяться и показывать всем, насколько он крут! Ладно, отобрали малиновый пиджак, заставили следовать всеобщей моде… Так хоть дом поставить, чтоб все натыкались. Смотрите! Я крут!
А тут эти архитекторы с памятниками, исторической застройкой, панорамой и прочей дребеденью. Ну уж нет!
Так что напрасно архитекторы надеются, что к ним прислушаются. Поразительную фразу сказал на «круглом столе» Александр Карепов, глава местного отделения Союза архитекторов: «Нам можно высказывать свое мнение и даже где-то настаивать на нем». Это он в положительном смысле, как о достижении…
После хождения архитекторов «в народ» что-то забрезжило было. Они уж написали заявление в прокуратуру, но тут из Минрегионразвития пришел факс, и звонок был, что назначено совещание в министерстве в Москве по вопросу строительства гостиницы на Корабельной Набережной во Владивостоке. Приглашены администрации края, города, представители Минкультуры, представители Российской Академии архитектуры и строительных наук, представители Градосовета города Владивостока.
Архитекторы отложили заявление. Но… крутой пацан с малиновым пиджаком в мозгах договорился с Москвой – и совещание отложили на неопределенный срок. Так что заявление в прокуратуру ушло.
БЕЗ МОЗГОВ
Архитекторы борются за сохранение истории и культуры. Но есть еще один весьма пикантный момент в этой стройке. Гостиницу-то собираются строить на 36-м причале. Даже вместо 36-го причала. То есть снести все пирсы, построить гостиницу, и со стороны бухты пристроить к ней новые пирсы – для катеров и яхт.
Вопрос
А как будут доставляться грузы на стройки саммита на Русский остров? Мост-то еще не построен. И долго еще не будет построен. Как будут ходить катера и паромы на Чуркин, на Песчаный, в Славянку?
Ну ладно, на людей-то малиновым пиджакам плевать. Но стройка как же? А?
Марина ЗАВАДСКАЯ
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прокурору Приморского края Ю. ХохловуУважаемый Юрий Павлович! В настоящее время во Владивостоке на улице Корабельной Набережной ведутся подготовительные работы по строительству гостиничного и делового комплекса. Заказчиком работ является ОАО «Наш Дом – Приморье». Распоряжениями УГА от 08.10.2009 г. № 711, № 712 был предварительно предоставлен участок. В распоряжении отмечено, что весь участок находится в охранной зоне памятников истории и культуры. В согласовании акта выбора участка было отказано. В соответствии с Генеральным планом Владивостокского городского округа, утвержденным Решением Думы Владивостока от 15.09.2008 г. № 119 и Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждёнными Думой Владивостока решением от 7 апреля 2010 г. № 462, территория, на которой ведется строительство указанного объекта, относится к территориальной зоне Т-2 – зоне объектов водного транспорта. Ни в разрешённых, ни в условно разрешенных, ни во вспомогательных видах использования участка зоны Т-2 нет никаких признаков, под которые подпадает гостинично-деловой комплекс, не имеющий отношения к водному транспорту. Градостроительный кодекс РФ не допускает иных видов использования земельного участка, кроме тех, которые определены градостроительным регламентом. Таким образом, проектирование и строительство гостинично-делового комплекса в зоне Т-2 ведётся с нарушением Правил. Строящийся комплекс по всем позициям нарушает установленный режим использования территории, наносит существенный ущерб культурному градостроительному наследию Владивостока, нарушает действующее законодательство Российской Федерации об охране культурного наследия (ст. 35, 36, 37, 60 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), международные соглашения в этой сфере, Градостроительный кодекс РФ (ч. З. ст 4, ч. З ст. 9, ч. 8 ст. 52). Несмотря на перечисленные обстоятельства, проектирование продолжается на участке Корабельной Набережной, в нарушение п. 2 приказа Минрегионразвития Российской Федерацией от 05.06.2009 г. № 204 проводятся подготовительные строительные работы. Просим Вас принять меры прокурорского реагирования по прекращению работ по подготовке строительства и строительству делового и гостиничного комплекса на Корабельной набережной в г. Владивостоке как не соответствующего требованиям федерального законодательства. По поручению правления, в соответствии с протоколом правления № 2 от 14.04.2010 г. А.В. Карепов, председатель Правления Приморской организации Союза архитекторов России, советник Российской Академии архитектуры и строительных наук, Почетный архитектор России. А.В. Карепов |
Другие статьи номера в рубрике Экономика: