Политика
День конституции Украины
А.П. Данильченко
Конституционный процесс в Украине в конце 80-х – первой половине 90-х гг. Уже в конце 80-х годов в ходе осуществления политики перестройки стало очевидно, что Конституция СССР не отвечает перспективе демократического развития общества. 16 июля 1990 года Верховная Рада приняла Декларацию о государственном суверенитете Украины, которая должна была стать фундаментом новой Конституции.
Она провозгласила государственный суверенитет Украины как «верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти республики в пределах ее территории, независимость и равноправие во внешних сношениях», заложив основы украинской независимости еще во время пребывания республики в составе СССР.
К ноябрю 1991 г. был подготовлен первый проект Конституции Украины. Но драматические события конца 1991 г. и обретение независимости Украины радикально повлияли на изменение ряда ее положений. Принятием Акта провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 года наше государство сделало окончательный выбор пути своего развития. С целью обеспечения успешного завершения конституционного процесса в Украине Президент Украины и Председатель Верховной Рады 8 июня 1995 года подписали Конституционный договор. Претворение в жизнь его положений создавало надежную правовую базу для деятельности органов исполнительной власти.
Продолжалась работа над Конституцией. 11 марта 1996 года был согласован ее окончательный проект, а 28 июня 1996 года после двух суток беспрерывной и напряженной работы, на исходе знаменитой «конституционной ночи» Верховная Рада Украины приняла Конституцию Украины – Основной Закон нашего суверенного государства.
Новая Конституция Украины
Принятие новой Конституции стало важной вехой новейшей украинской истории. Конституция состоит из преамбулы, 14 разделов, в которых объединена 161 статья, и переходных положений.
Новый Основной Закон – это политико-правовой документ, определяющий основы и пути развития украинского общества.
Конституция закрепляет основные демократические, социальные и правовые принципы Украинского государства, в котором человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, безопасность признаются высшей ценностью. Одной из основополагающих идей новой Конституции является положение о том, что государство функционирует для человека, а не наоборот. Украинский народ является единственным источником власти, которую он реализует через соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это свидетельствует о демократическом характере государства, народ которого может свободно высказывать свое отношение к власти на выборах и референдумах.
Конституция закрепляет принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную и независимость их одну от другой. Основой внешней политики Украины, в соответствии с Основным законом, является обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мира. Конституция базируется на лучших достижениях отечественного и зарубежного законодательства, учитывает приобретенный исторический опыт и соответствует лучшим конституциям европейских стран.
Впервые в истории конституционного законодательства Украины в ней подчеркивается, что нормы Конституции являются нормами прямого действия, а обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина гарантируется непосредственно Конституцией.
Основной Закон Украины регулирует значительно более широкий круг общественных отношений по сравнению с предыдущей Конституцией. 48 из 161 статьи Конституции относятся ко второму разделу «Права, свободы и обязанности гражданина», который аккумулирует содержание таких важных, признанных во всем мире международных правовых актов как Всеобщая декларация прав человека, Декларация о праве на развитие, Концепция о правах ребенка и другие. Это позволяет наполнить Конституцию новым демократическим содержанием, значительно расширить систему прав и свобод человека и гражданина в Украине, приблизить государство к мировым стандартам в отношении их защиты.
В соответствии с Основным Законом, Украина является унитарным, соборным государством. Государство является национальным по своему происхождению, поскольку его образование произошло путем осуществления украинским народом права на самоопределение.
Единственным законодательным органом власти в Украине является Верховная Рада. Кроме законодательных, она обладает рядом полномочий в сфере государственного строительства и назначения на руководящие должности в государстве.
Президент Украины по Конституции является главой государства и выступает от его имени. Он избирается прямым всенародным голосованием сроком на пять лет. В соответствии с новой Конституцией он имеет значительные полномочия в социально-экономической сфере, обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемственность государства, является гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности, представляет государство на международной арене.
Главным органом исполнительной власти является Кабинет Министров, который возглавляет премьер-министр. Кабинет Министров, в соответствии с с новой Конституцией, имеет более широкие функции и полномочия, связанные с формированием и расходованием государственного бюджета, управлением объектами государственной собственности, обеспечением обороноспособности, безопасности и общественного порядка в государстве. Судопроизводство в Украине обеспечивается Конституционным судом Украины и судами общей и отраслевой юрисдикции. В соответствии с мировой практикой, полномочия судебной власти также значительно расширены. Конституция закрепила территориальное устройство Украины и определила принципы местного самоуправления.
Современный конституционный процесс
События «оранжевой революции» 2004-05 гг. ускорили демократизацию всех сторон общественной жизни в Украине и потребовали внесения поправок в Основной Закон государства.
В декабре 2004 года Верховная Рада приняла законы о внесении изменений в Конституцию и о внесении изменений в Закон «О выборах Президента Украины» (что позволило провести переголосование второго тура президентских выборов).
Закон об изменении Конституции предусматривал переход от президентско-парламентской к парламентско-президент-ской форме правления, формирование правительства коалицией депутатских фракций, продление срока полномочий Верховной Рады до 5 лет. Закон вступил в силу с 1 января 2006 года.
Политически мотивированные изменения к Конституции 2004 г., которые касались системы распределения власти, стали основной политической нестабильности в Украине. Преодолеть эти трудности возможно только путем коренного реформирования системы государственного управления. Поэтому 31 марта 2009 года Президент Украины В. А. Ющенко внес на рассмотрение Верховной Рады новый проект Основного Закона.
Предложения Президента направлены, прежде всего, на сбалансирование полномочий между ветвями власти на основе понятных и прозрачных критериев и повышения ее ответственности перед народом. Речь идет о четком распределении полномочий между Президентом и Премьер-министром, введении открытых списков на парламентских выборах, мажоритарной избирательной системы на выборах депутатов местных советов, сохранение прямых выборов Президента Украины. В. А. Ющенко также предлагает расширить полномочия местного самоуправления, отказаться от императивного мандата в существующем виде и перейти к двухпалатному построению парламента с одновременным уменьшением общей численности народных избранников. Таким образом будут обеспечены внутриполитическая стабильность в стране, расширение представительской демократии, усиление процессов децентрализации и повышение качества законотворческого процесса.
Одновременно новый проект Конституции был направлен на рассмотрение Венецианской комиссии, которая дала ему в целом положительную оценку.
В заключение следует подчеркнуть, что конституционный процесс в Украине проходит прозрачно и публично, изменения в Основной закон широко обсуждаются общественностью.
А.П. Данильченко, Генеральный консул Украины во Владивостоке.
Другие статьи номера в рубрике Политика: