Вселенная
О чём молчат камни
С.А. Петриченко
Продолжение. Начало в № 22 (846).
В центре города Уссурийска, в парке ДСА находится удивительный камень. Древние каменотёсы из обычной каменной глыбы очень искусно сделали образ черепахи.
Хорошо просматриваются: глаза и рот, лапы с когтями, хвост. На спине черепахи выгравированы спиралевидные симметричные рисунки. Вокруг течет жизнь XXI столетия, в парке отдыхают люди, бегают дети, и многим даже невдомек, что этой черепахе уже более 500 лет, и что, когда её изготовляли, в этом месте всё было по-другому. Жили совсем другие люди, со своей, неведомой нам жизнью, культурой, своими верами и надеждами.
Глядя на это удивительное изваяние рук человеческих, понимаешь, как много тайн и загадок хранит этот камень.
Эта черепаха – как посланец из другого мира. Даже трудно представить, сколько поколений людей прикасалось к этому холодному камню. Впрочем, такому ли холодному?
Работник этого парка рассказала нам легенду об этой черепахе. Якобы, сделали её в давние времена в государстве Бохай. И было три таких черепахи, они держали на своих спинах землю. Со временем одна из этих черепах была разрушена, другую увезли в Хабаровск в музей, и здесь осталась одна. Когда древние мастера вытачивали этих черепах, то они вставили в специальные проделанные для этого отверстия сердца молодых непорочных людей, но место, где они находятся, никто не знает. И тот, кто сумеет правильно определить это место и почувствует ладонью теплоту, исходящую из замурованного сердца, и загадает самое сокровенное желание, то оно непременно сбудется. Вот такая легенда. Она привлекает к этой черепахе много людей, и молодых, и пожилых, ведь каждый хочет, чтобы его желания сбылись. Но могут ли камни хранить теплоту человеческих сердец или рук, творивших над ними?
Владимир Клавдиевич Арсеньев, замечательный русский путешественник, в своих работах рассказывает о легенде, дошедшей до наших дней. Она повествует о том, что когда-то в давние времена через нынешний Уссурийск из Китая до Тихого океана проходила торговая дорога. «Во всех старинных китайских книгах, – пишет Арсеньев, – упоминается о большой дороге, которая шла из Маньчжурии через Нингуту к берегам Великого океана». Причём, точно указывается место, где заканчивается эта большая дорога. Это место впадения реки Сучан в море (возле нынешней Находки). В легенде рассказывается подробно о большой и продолжительной войне между царём Сучана и правителем из Маньчжурии. Суть легенды заключается в следующем. Царь Сучана был очень жестоким, грозным, властолюбивым человеком. Он узнал об удивительной красоте жены маньчжурского правителя, слава о которой разнеслась по всем краям земли. Царь Сучана очень возжелал её. Для этого этот коварный человек решил заманить правителя из Маньчжурии в свои пределы, чтобы затем пленить и от его имени пригласить его красавицу-жену навестить якобы больного мужа. В это время у маньчжурского правителя стали очень болеть глаза. Врачи не могли ему помочь. И царь Сучана пригласил его в священное место поклонения на реке Сучан. Это место находилось при впадении реки Сучан в море, между двух одинаковых скал. Оно славилось тем, что поклонившиеся ему исцелялись от всех болезней. Маньчжурский правитель не захотел ехать один и взял с собой красавицу-жену, переодев её для безопасности в мужскую одежду. Сам он сел на белую лошадь, а жену посадил на рыжую. С небольшим отрядом он прибыл на реку Сучан в священное место и сразу получил исцеление. Но царь Сучана окружил его отряд многочисленным войском. С большим трудом правитель Маньчжурии прорвал окружение и вырвался к дороге. Началась погоня. Здесь, видя, что рыжая лошадь супруги отстаёт, он поменялся с ней и пересадил её на свою белую лошадь, и они разъехались в разные стороны. Царь Сучана теперь преследовал самого правителя, а его жена на мощном белом коне оказалась в безопасности. Она выехала на нём к месту сражения и воодушевила маньчжурских воинов, которые, увидев её, бросились на врага и захватили небольшую сучанскую крепость. Царь Сучана с огромным войском начал её осаду. Видя, что без подкреплений ей не продержаться, жена маньчжурского правителя написала своей кровью записку мужу, вплела её в гриву белой лошади и ночью вывела её из крепости. Благородное животное выполнило поручение, принеся записку в стан маньчжурского правителя.
Легенда рассказывает о долгих и кровопролитных сражениях между двумя государствами, которые продолжались долгие годы и привели к полному запустению этих мест. После бегства царя Сучана на «большом плоту» в этот край пришла неизвестная болезнь. «Зараженный воздух следовал за убегающими людьми и настигал их повсюду».
Легенды и предания доносят до нас отголоски давних времён, далёких от нашего времени событий, полных драматизма, низких и героических поступков людей прошлых эпох.
Но мы можем и сейчас увидеть немых участников этих событий. Сотворённые из камня, они являлись непосредственными свидетелями того, о чём повествуют легенды.
Вернемся же к нашей черепахе из парка города Уссурийска. Вот о чём пишет Арсеньев: «Это было 1827 году. Китайцы приехали (в Уссурийск) из Нингуты. У них был план и какие-то рукописи: они читали их и делали измерения около каменной черепахи… Скоро был открыт каменный склеп и в нём гроб. В гробу оказался воин в доспехах и вооружении… в тех же приблизительно годах на Сучан приехали два японца… они тоже имели какие-то планы и делали раскопки в укреплении… Они достали из земли много разных вещей, сделанных из камня, серебра и меди. Две находки обратили особое внимание старообрядцев, – пишет Арсеньев. – Это была лошадь из белого камня и баран из какой-то чёрной массы. Белая лошадь! Как это совпадает с легендой».
Об этом молчат камни.
С.А. Петриченко, Директор международного молодёжного образовательного лагеря «Меридиан».
Продолжение в следующем номере.
Другие статьи номера в рубрике Вселенная: