Вселенная
Импрессионист георгий из приморья
Маргарита ПАРХОМЕНКО, кинорежиссёр. Фото: Екатерина КРАВЦОВА.
По своей творческой манере 7-летний художник чистейшей пробы импрессионист — праправнук великого мэтра Клода Моне. Клод жил в Париже, родина Георгия — город Арсеньев. Когда мне передали 4 рисунка юного художника, я внимательно их рассмотрела — в туманном холодном дне зазвучали пленительные 4 времени года.
Паспорту были хлипкие, самодельные. Словом, «маленький принц» в лохмотьях. Возникла идея: попросить наших маститых художников, чтобы оформили самобытные рисуночки, исходя из характера детской работы и собственного творческого почерка и первым художником, который охотно согласился это сделать стал Анатолий Заугольнов, работавший с детьми дошкольного возраста.
«У Заугольного редчайшая, на фоне сегодняшнего искусства, смиренная, трогательная, коленопреклоненная любовь к матери-природе», — пишет искусствовед Виталий Кандыба.
Видимо, Анатолий, почувствовав родственную душу в семилетнем Георгии, сделал роскошную рамку, созвучную звонкой трепетной ноте в картине «Зимнее утро». Я ахнула от восторга — фасонистый снИгирь ещё больше расправил радужные пёрышки. Профессор из Токио Накамото, который занимается творчеством Чехова, также пленился этим рисунком. Не обошлось без курьёза. Он увидел картину в копии, чёрно-белом варианте. На мой вопрос: «Что за птичка изображена?» — профессор ответил: «Воробей». «А почему он такой толстый?» — спрашиваю я. «Много риса съел», — и мы рассмеялись.
Мастерская художника Сергея Черкасова была не заперта, я вошла и спросила:
— Вы меня знаете?
— Конечно.
— Вот рисунок мальчика, нежный, как ваша Венеция, можете оформить?
— Я только что из Венеции. Весь в теме. Времени нет.
Я уже повернулась уходить.
— Давайте посмотрим, подождите.
И художник стал на моих глазах делать оформление к картине мальчика: резать на станке белый картон, приклеивать рисунок, и получилась дивная зимняя сказка. Нежные голубые тона деревеньки и белый фон, как снег, лучились с картины.
«В произведениях Сергея Черкасова безраздельно царит культ прекрасного. В них столько гармонии, и чистоты, и света, и радости, что у зрителя поэтического склада возникает ощущение праздника души — на лицах расцветают улыбки», — говорит Людмила Варламова, искусствовед.
Катерина Кравцова взяла в руки рисунок Георгия и, улыбнувшись, сказала: «Какая прелесть!» Молодая художница увидела в ребячьем рисунке самые тонкие, многим неведомые проявления матушки-земли, которые только зоркие детские глаза могут заметить.
Катерина Кравцова:
«Рамка — индивидуальная одёжка для картины. Можно подобрать паспорту так, что работа будет «кричать», а можно так, что она «почернится», но будет ли это хорошо? «Удачливый рыбак» Георгия выполнена в зелёных тонах и мне показалось, что светлый, серо-зеленоватый цвет паспорту выделит фигуру рыбака с одной стороны и передаст мягкость водного пространства, особенности нашей влажной погоды с другой».
Мы размышляем с Мариной Першиной, одной из первых зрительниц работ мальчика.
М.П.: «Георгий мне напомнил, что я родом из детства. Его 4 картины разбудили во мне уснувшего, немного уставшего человека, но всё-таки ребёнка в душе. Удивительный, наивный взгляд, весёлый и, может быть, чуть-чуть беспечный этого юного художника будет меня будоражить».
Журн.: «Взрослые считают, что нужно учить ребёнка, представляя этот процесс односторонним, а я думаю, что нам надо учиться у детей».
М.П.: «Согласна. У меня есть опыт работы с маленькими детьми. Я по наивности взрослого человека думала, что меня пригласили научить их рисовать. Когда они брали в руки кисти и укладывали перед собой белый лист бумаги, я обговаривала с ними тему, рождала в них некое чувство, и когда они начали выплёскивать то, что я им рассказала, я поняла, что мне их учить нечему. Они могли научить меня красоте видения жизни. А мы, взрослые, ругаем их: «Надо было так нарисовать да этак».
Журн.: Я сама слышала, как учитель выговаривала: «Где ты видела зелёное солнце с жёлтой сердцевиной и красные стволы деревьев», — и буквально тащила девочку к окну, где эти злополучные деревья были совсем в другом цвете, нежели на картине ребёнка. А не услышали ли вы музыку в его акварелях.
М.П.: Для меня цвет — семь цветовых нот, ноты — это колебания, это волна, цвет — тоже волна, колебание, всё это созвучно, и это есть у мальчика, он поёт свою песню, она у него очень нежная, прозрачная, законченная. Акварель, техника очень сложная даже для взрослых. Мальчик этого не знает и не должен. Он просто берёт кисть и пишет по Божьему веленью.
Что это за таинственный Георгий из Арсеньева? Долго я не могла напасть на его след. Недавно мне в письме рассказала о нём Татьяна Шиляева: «Георгий крепкий деревенский мальчик. Помимо рисования любит рыбалку, даже подлёдную, и ещё ему нравится процесс сбора грибов. В семье четверо детей. И он в меру своих сил и возраста пытается с каким-то взрослым осознанием быть полезным, как бы сотрудничает, хотя как и все дети тоже способен пошалить». А мама у него — самодеятельный художник и вдохновитель творчества Георгия, но темы Георгий выдаёт всегда свои собственные. В основном у Георгия, что бы он ни делал, главное — вдохновение. Даже любовь к блинам рождает у него желание печь их самому и для всех. Но к папе у него, пожалуй, какое-то благоговейное уважение, признание его авторитета. Когда Георгий появляется в новом месте, он всегда, как истинный художник, замечает именно те вещи, которые представляют собой какую-то художественную ценность, и оказаться вне процесса бывает сложно или невозможно. Возможно, он увидел в отважном капитане великого путешественника Фёдора Конюхова и нас заставил вспомнить о его морских дорогах.
Маргарита ПАРХОМЕНКО, кинорежиссёр. Фото: Екатерина КРАВЦОВА.
Другие статьи номера в рубрике Вселенная: