Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 32 (803) от 6 августа 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Подешевеет ли Путин?

Марина ЗАВАДСКАЯ

24 июля премьер-министр России Владимир Путин публично раскритиковал компанию «Мечел» за то, что она продает уголь за рубеж по цене в два раза дешевле рыночной в России, чем лишает казну денег в виде налогов. «Тоже мне сенсация! – оценил это событие финансовый аналитик Андрей Сотник («Избранное.ру»). - Это традиционная “чекистская модель” экспорта сырья, которая существовала еще при советской власти, когда надо было выводить деньги из страны “для помощи братским режимам” и решения иных конспиративных государственных вопросов.

Эта модель не умерла вместе с СССР и КГБ, а прочно вросла в российскую экономику. Она существует во всех без исключения сферах сырьевого экспорта – от зерна до алмазов. Только деньги теперь выводятся не на “поддержку братских режимов”, а на “поддержку братских олигархов”.

Сырье уходит за границу по одной и той же схеме: товары продаются за рубеж первому офшорному посреднику по ценам существенно ниже как среднемировых, так и внутрироссийских. А дальше от посредника к посреднику цена растет, достигая на финальной стадии нормальной для рынка величины. Прибыль, естественно, в Россию не возвращается, а оседает на счетах в западных банках».

Тем не менее эта критика породила не просто сенсацию, а событие более важное и материальное: обвал фондового рынка. Причем не какого-нибудь, а нашего же. И очень быстро: на следующий день. 25 июля акции «Мечела» потеряли в цене около 30 процентов, акции других крупных металлургических компаний также упали в цене. Ценные бумаги “Северстали” потеряли 10,13 процента стоимости, а ММК - 9,96 процента. Следуя за ними, упали акции и других компаний - “Газпрома” (3,67 процента), “Лукойла” (6,1 процента), “Роснефти” - 4,8 процента, “Сбербанка” - 7,24 процента и ВТБ - 4,24 процента.

Владимир Путин, премьер-министр России:

Конечно, болезнь есть болезнь, но я думаю, что Игорь Владимирович должен как можно быстрее поправиться. Иначе к нему доктора придется послать и зачистить все эти проблемы.

“Коммерсантъ”, 25.07.2008

Общие потери российских компаний – около 100 млрд долларов. Такова цена слова нашего премьера. Жаль только, что заплатили за это российские компании, а не какие-нибудь зарубежные.

Можно, конечно, радоваться, что наш премьер стоит так дорого. «Одно слово нашего премьер-министра способно вершить судьбы и двигать десятки миллиардов долларов. … Через считанные секунды в США акции “Мечела” рухнули почти вдвое, испуганные спекулянты бросились выводить из России свои “шальные” деньги, а мир зашептался о новом “деле “ЮКОСа”. Глядя на всю эту панику, Владимир Путин, наверное, окончательно утвердился, что его принципы управления - увы, единственно правильные. … Методы советские, но что делать, если они действуют? … Случайно или нет, но Путин показал в этой истории свой реальный политический вес». («Известия», Елена Шишкунова при участии отдела политики).

Про то, как действуют советские методы, мы еще поговорим, но сейчас – о главном вопросе, который возник сразу же после события: ЗАЧЕМ?

Зачем он это сделал? – вот вопрос, которым задались буквально все – и все попытались на него ответить.

Никита Белых, лидер партии СПС:

Скорее всего, он просто хотел показать, кто в доме хозяин, показать, что нет неприкасаемых не только в нефтяной или энергетической сфере, но и во всех других, включая металлургическую.

Владимир Прибыловский, глава инф.-исследовательского центра “Панорама”:

У Зюзина (главы «Мечела») хотят просто отнять бизнес.

Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок:

Если бы мы жили в нормальной стране, компания “Мечел” могла бы подать в суд за нанесенный ущерб. Ведь суд еще не признал ее виновной в каких-либо нарушениях, а она уже пролетела на пять с половиной миллиардов долларов, просто потому что слова Путина весят очень много. Это был сигнал предупреждения.

Антон Мотовилов, аналитик «Универа»:

Предупредили: не надо, не завышайте цены, а то мы придем и найдем все, что захотим.

Никита Варенов, Грани.ру:

Версия равнодушного плевка. Ну не являются акционеры “Мечела” значимой для премьера категорией. И до фондов, субсидирующих частный бизнес, ему дела нет. Зюзина публично прижали потому, что это было круто!

Елена Шишкунова, «Известия»:

Выясняется, только такое управленческое поведение наиболее эффективно. По крайней мере в России, где привыкли выполнять поручения, только когда начальник дубинкой помашет.

Известинская версия «зачем» - это скорее версия «почему». Вот и давайте поговорим, «почему».

На мой взгляд, Путин – честный человек. Ну, был он 8 лет президентом, набрался кой-какого президентского опыта. А теперь он премьер-министр и честно старается выполнять функции премьер-министра: управлять экономикой, как он это понимает. А понимает он не очень хорошо. Во всяком случае, он совершенно не понимает, почему экономика ему не подчиняется.

Какие замечательные придумал он нацпроекты, будучи президентом! И как они замечательно продвигались – особенно те, в которых не был обозначен конечный результат. Зарплату врачам повысили? Учителям за классное руководство доплачивают? Отлично! Повысилось ли от этого качество здравоохранения или образования – сказать сложно, потому что неизвестно, в каких единицах измерять качество. Но вот «доступное жилье» - тут, к сожалению, единиц измерения больше чем достаточно. Дома, квартиры и квадратные метры. Каковых вводится в эксплуатацию все меньше и меньше. А те, что вводятся, безумно дороги. А премьер хочет, естественно, наоборот: чтобы вводилось много и стоило дешево. Кто ж виноват, что всё обстоит не так?

Месяц назад Путин нашел виноватого. Это СНиПы (строительные нормы и правила), устаревшие, действующие еще в 50-60-х годов прошлого века, удорожающие строительство.

Интересно, какой мазурик подсунул ему эту информацию? На самом деле СНиПы отнюдь не так стары и к подорожанию строительства не имеют отношения. Зато откаты – очень даже имеют. Если 30, а то и 40 процентов строители вынуждены отдавать «дяде», то с кого же возвращать эти потери, как не с покупателей? Тотальная неразмежеванность земли ставит выделение участков под строительство вне закона – а это дорого, поскольку закон заменяется взятками. А аппетиты чиновников растут… Вместе с инфляцией, кстати.

В середине июля Путин возмутился высокой ценой на авиабилеты. Пнул ФАС (Федеральную антимонопольную службу), потребовал разобраться с поставщиками авиакеросина…

И вот теперь – «Мечел», который слишком дорого продает кокс, который нужен металлургам, которые делают трубы, которые нужны для нефте- и газопроводов…

На самом деле это всё – борьба с инфляцией по-путински. Советскими методами, как правильно определила Елена Шишкунова (при участии отдела политики). Да только вот экономика России – давно уже не советская, и советские методы в ней не действуют.

ОАО “Мечел”

В ОАО “Мечел” консолидированы контрольные пакеты акций и доли в следующих компаниях: Челябинский металлургический комбинат, Торговый дом “Мечел”, ОАО “Южный Кузбасс”, “Южуралникель”, Белорецкий меткомбинат, Вяртсильский метизный завод, АО “Торговый дом “Посьет”, ОАО “Уральская кузница”, ОАО “Московский коксогазовый завод”, ОАО “Ижсталь”, Mechel Trading, Коршуновский ГОК, Mechel Nemunas (Литва), метзаводы Mechel Targoviste и Mechel Campia Turzii (Румыния).
Чистая прибыль российской металлургической группы ОАО “Мечел” в первом квартале 2008 года увеличилась на 162 процента и составила 500 миллионов долларов. Выручка компании увеличилась на 64,1 процента, составив 2,33 миллиарда долларов.

«Грани.ру», 26.07.2008

Упали ли цены на жилье? Стало ли больше строек (не торговых центров и олиматесских объектов, а жилых домов)? Нет, конечно. Подешевели ли авиабилеты? Нет, подорожали. А что там с коксом для металлургов? Ну, посмотрим, как будут развиваться события…

А они могут развиваться не по-путински. Ибо уже и помощник президента (Медведева) Дворкович, и сам президент скорректировали слова Путина. Очень мягко скорректировали, ни в коем случае не критикуя премьера, но дали «сигнал»: не стоит кошмарить бизнес. Так что, возможно, «Мечел» отделается некритичным для него штрафом.

Но в таком случае слово Путина, ныне оцененное в $100 млрд, в следующий раз (при следующем наезде премьера на другую компанию, другую отрасль и другую проблему) будет стоить гораздо дешевле.

Впрочем, Путин – человек, не признающий свои ошибки. Он снова наехал на «Мечел»! И события могут развернуться по-путински: Зюзин будет разорен, «Мечел» будет либо уничтожен, либо перейдет в другие руки. И тогда актуальным станет мнение Андрея Сотника: «Мне вообще не очень понятны те, кто, зная об особенностях отечественного бизнеса, покупает на западных биржах акции российских предприятий. Так как этим предприятиям (включая самые крупные, с государственным участием) в России фактически принадлежат из высоколиквидных активов только шикарные офисные здания, а все иные высоколиквидные активы давно выведены из российской юрисдикции».

Но что тогда будет с экономикой России?

Марина ЗАВАДСКАЯ.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100