Вселенная
Школа будущего
Дмитрий БАБЧЕНКО
Михаил ЩЕТИНИН создал в начале 90-х годов особенную по всем параметрам школу в посёлке Текос Краснодарского края. Её официальное название – «государственный общеобразовательный лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков». Обучаются в ней в режиме интерната до 350 учеников со всех концов страны и даже мира.
На каждое место в школе претендуют десять и более кандидатов, мамы записывают своих детей в очередь сразу после рождения. Людей, которые сюда попадают, здесь поражает буквально всё: от внешнего вида школы до необычной организации занятий. Её называют «школой XXI века». Классов тут нет, дети поделены на разновозрастные группы ребят по 7 – 10 человек - это научно-педагогическое производственное объединение. Что оно производит? Тягу учеников к знанию. А подчас – и само Знание.
В чем особенности нашей школы? – рассказывал Михаил Петрович Щетинин на семинаре, проведенном в апреле с педагогами и вузовскими преподавателями в Хабаровске. – В отношении детей к Родине. Самая высшая ценность – это мама, отец, дедушка, бабушка, род, земля, честь, совесть. А с чем же еще жить? И если жить без всего этого – тогда зачем? Народ, нация – это опыт жизни людей на протяжении веков. Где? Во Вселенной! Нация - это соборная личность. «И сколько тебе тогда лет? Восемь. И сколько веков? Не счесть!» Оставшись без Родины, дети теряют самих себя. Если лист не унаследовал всего древа, он угасает. Надо, чтобы дети жили в кругу семьи, родных, близких, среди своего народа. Чтобы в школе их спрашивали, о чем они думают, и не требовали «только одного верного ответа» на ЕГЭ, который еще неизвестно кем и с какими целями сформулирован. И еще Текос отличается очень бережным, внимательным, сосредоточенным отношением к слову. Слово – это очень серьёзно. Если у ребенка чистая, ясная речь – о его будущности можно не тревожиться. Слово порождает мысль, а мысль – это соборная информация, направленная на общее благо, причем с любовью. Дети когда-то просто купались в сказках, а чем они замещены сегодня?.. Вслушайтесь в слово-вирус «как бы». Оно значит – «не жизнь». Сказал – и будто уже ничего не говорил. Как бы сделал – значит, не делал…
Действительно, у нас сегодня «как бы» сельское хозяйство, «как бы» пенсии и «как бы» монетизация льгот, когда больные пенсионеры и ветераны не могут приобрести лекарств по льготным спискам. И много еще подобных «как бы»…
Вся самоорганизация в школе тоже поддерживается детьми. Когда весной директор был в Хабаровске, его 17-летний ученик-кабардинец, студент второго курса, отвечал за приём словацкой делегации на уровне заместителей министра образования. Всё по-взрослому. Справился. В Текосе считается, к примеру, так: если негде жить и учиться, то надо не откладывая освоить нужные строительные навыки, найти материалы и построить себе школу. Так ее и строили – сами дети, взрослые были у них только консультантами. Вот такие там учебные корпуса. В них дети и живут. Многие занятия проходят просто на улице, небольшие навесы со скамьями и столом тут называют ульями. Занятия точными науками чередуются с танцами, пением, рукопашной борьбой и рукоделием. К истории в Текосе относятся особенно щепетильно, изучают ее теми же методами, что и учёные-историки, сличающие разные летописи одной эпохи. Историография – дисциплина субъективная, и минувшие события можно восстановить только при сравнении различных источников – статей, учебников, монографий, даже литературных документов.
Я разговаривал с Женей КОРКИНОЙ – студенткой Университета Культуры в Хабаровске и НИЭИ ДВГТУ в родной Находке. По приглашению Щетинина она провела два месяца на практике в Текосе. На тот же мой вопрос – в чем особенность этой школы, она ответила так же:
- В отношении детей к Родине. Вопрос ставится так: не что может для меня Родина – а что я могу для России? Важно отношение детей к людям, к жизни, которая – не просто череда событий и впечатлений, она – это ВСЁ. И это чувствуешь, там такая насыщенность атмосферы разумной Мыслью, что кажется, сам ветер с тобой разговаривает. Там всё вокруг живое и помогающее думать. Идеи носятся в воздухе – в Текосе у этой фразы буквальный смысл. Жить во Всём – тоже важный постулат школы. Помнить прошлое, думать о будущем, знать настоящее и отвечать за него. Когда школьники приезжают с концертами в национальные сёла (это ведь Краснодар, там Северный Кавказ рядом), им черкесы, адыгейцы, ингуши и чеченцы говорят: «Вы – Русские!» И у них это звучит действительно с большой буквы. Хотя в школе есть дети и других народов. И каждому здесь помогают осознать себя в неразрывной связи со своим родом, через него – с народом, через народ – с Россией. С миром. Со Вселенной.
Когда Евгения рассказывает о школе Щетинина, в глазах её прячется знакомая печаль: ею страдают, например, спортсмены-экстремалы - в виде «адреналиновой тоски». Или влюблённые люди в разлуке. Девушка побывала в такой школе, где дети обожают учиться, где их приходится силком гнать с занятий на обед. Она не в силах передать в рассказе всей палитры открытий и небывалых творческих удовольствий, которые были пережиты на практике, где ей, уж конечно, не одной только хореографией довелось позаниматься. Она участвовала с детьми в пятидневной разработке школьного курса математики, затем – биологии. Её удивляло, как ребята, которым никто не давал никаких команд, приходят, садятся за столы и начинают сами решать задачи. Искала следы незаметных «отеческих» манипуляций со стороны взрослых – не нашла. В школе нет каникул: если тебе надо поехать домой – отпустят на разумный срок в любое время года. День в школе очень напряжённый, но организован так, что дети не устают, занятия учебные чередуются с творческими. Равномерно работает и правое, и левое полушария мозга. Даже если школяр дежурит по кухне целый день из пяти, отведенных на ту же математику, он всё равно умудряется пройти курс вровень со всеми. И никакие они там не замученные – наоборот, у них в головах всё гармонично, они воспринимают и знания, и мир, и отношения людей как что-то целостное. А как они улыбаются друг другу и гостям! Во всех очерках, посвященных школе, встречаешь удивление и радость авторов ясной чистоте этих лиц и улыбок… И в каждой публикации – тоска автора, взрослого человека, по несбывшемуся – по тому факту, что в его жизни такой школы не было. И не будет уже, в этом-то вся и печаль…
Дмитрий БАБЧЕНКО.
Другие статьи номера в рубрике Вселенная: