Вселенная
Современная жизнь объекта
Анна Мялк
Культурное наследие, памятники архитектуры и истории… Как трактуют современники эти понятия, что подразумевают под известными всем словами? Уже в течение более чем 200 лет (со времен Французской революции) цивилизованный мир, осознав необходимость сохранения старинных зданий и ансамблей, вырабатывает и совершенствует свое отношение к недвижимому наследию.
Многочисленные международные соглашения, решения ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, ИКОМОС (Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест), принимаемые с 1931 года (года принятия Афинской хартии - решения Международного конгресса по реставрации памятников архитектуры) говорят о всемирном стремлении сохранить объекты, намного пережившие своих создателей, построенные для потомков и несущие через века информацию, которая необходима для дальнейшего развития общества. Эти акты, определяющие принципы охраны культурного наследия, имеют исключительный международный авторитет. Они призваны влиять на деятельность государств и специалистов по сохранению памятников и исторических мест.
Каждое государство, поставившее свою подпись под этими документами (Россия в их числе), взяло на себя ряд определенных обязательств по сохранению наследия. В соответствии с подписанными документами вносятся поправки в национальные законы, реформируется система управления наследием, и т.п.
В 1964 г. в Венеции была принята «Международная Хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест», ставшая основополагающим документом, регламентирующим во всем мире деятельность властных структур, профессиональных и общественных сил, связанных с культурным наследием. Одно из ее положений гласит, что памятники культуры каждой нации – от выдающихся произведений до самых скромных – это неотъемлемая часть всемирного наследия, они представляют ценность для мировой культуры. Другой документ такой же важности – «Международная хартия по охране исторических городов». Вашингтон, 1987 г.
В городе Владивостоке на углу Океанского проспекта и ул. Семеновской уже несколько лет идет реконструкция старого здания. Построено оно было до революции, вернее, на этом месте стояло два двухэтажных здания. В 1960-е годы они были объединены в одно строение, надстроены, их фасады были реконструированы в принятом тогда стиле рационализма: лаконичные плоскости стен расчленены рядами одинаковых оконных проемов, какие-либо украшения, «архитектурные излишества», отсутствуют (те, которые существовали, ликвидированы при реконструкции), плоская кровля, соответствующая этому стилю.
Все это выяснили архитекторы уже недавно, в ходе очередной реконструкции, когда была снята штукатурка и под ней обнажились облицовка тесаным камнем, первоначальные детали и следы срубленных элементов, заложенные высокие арочные проемы окон.
Сегодня здание рождается заново в третий раз: в просветы между завесами открываются сложные крупные формы в модном нынче стиле подражания старинной классической архитектуре. В Европе и в столичных российских городах такие фасады не в диковинку. Там они появились еще лет 10 назад.
Заказчики безусловно, достигнут славы очень богатой и продвинутой фирмы. Вызывает уважение высокое качество выполнения архитектурного декора, правильнее даже сказать – декорации, поскольку новый фасад существует отдельно от старого, подвешен на специальный металлический каркас. Другое конструктивное решение было невозможным из-за низкой несущей способности стен надстройки.
Удивительно то, что, ничего не зная о первоначальной композиции, архитекторы расположили в проекте акценты и членения нового фасада практически на месте первозданных, почувствовав необходимость в пропорциональном делении длинной плоскости стены.
А рядом (Океанский проспект,13А) расположено другое здание – памятник архитектуры регионального значения (см. фото). Архитектор, к сожалению, пока неизвестен, но его мастерский почерк еще можно разобрать. Если присмотреться, то сквозь рекламный мусор, «бородавки» кондиционеров и нелепые пристройки к фасаду можно увидеть удивительно гармоничные и сомасштабные человеку симметричные членения и тончайшие детали в стиле «модерн», выполненные так качественно, что по прошествии предположительно 100 лет и в отсутствие хорошего ремонта на протяжении как минимум 40 лет они сохраняют свои линии и формы.
Именно этим объектом и вдохновилось руководство компании-заказчика, выбирая образ будущего соседнего фасада, сознавая при этом важность местоположения - на углу двух центральных улиц исторического центра города. При этом не пожалели затратить на осуществление такого проекта огромные средства (удорожание по сравнению с обычным решением получилось почти 4 раза!).
В середине 1990-х годов, когда выполнялся первый проект реконструкции соседнего объекта, тем же заказчиком было сделано предложение по строительству мансарды на памятнике. Надо отдать должное архитекторам – авторам проекта: они подошли к этому объекту со всей серьезностью. Первоначальные конструкции и формы были тщательно изучены, проведено обследование, обмеры и фотофиксация. В эскизном предложении сохранялись все венчающие фасад детали: ажурные кованые решетки, возвышающийся над кровлей центральный ризалит, придающие зданию особый вид и статус, выделяющие его из рядовой застройки улицы. После разборки старой кровли все ценные элементы были переданы подрядчику. Но при строительстве мансарды все эти детали были уничтожены, а на дом просто «нахлобучили» еще 2 этажа с тяжеловесными немасштабными оконными обрамлениями, полностью исказив его подлинный облик и градоформирующее значение. Наверное, подрядчикам так было удобнее строить мансарду? Ведь главное было - выжать максимум из имеющейся площади.
Реконструкция углового здания еще далеко не завершена. Но уже сегодня гости, жители нашего города, восхищаются новой (или старой?) архитектурой, фотографируют на память еще не законченный фасад. Значит, это зачем-то необходимо людям, видеть, ощущать именно такие ретро-формы? (это особенно остро чувствуешь, бросив взгляд напротив, на преображенный фасад ювелирного магазина «Изумруд»).
Несмотря на то что создано все на средства собственников, мы тоже обладаем этим произведением, имеем полное право пользоваться им, воспринимая глазами, сохраняя в себе красоту, созданную мыслью архитектора. Благодарность им за это большая. Почему только рядом уничтожается неизмеримо более ценный объект, ценный потому, что несет в себе все подлинное: время, стиль, эстетику предыдущего поколения нашего народа.
В настоящее время оба объекта, выполненные по одному проекту, не сданы в эксплуатацию, ещё можно восстановить разрушенные фрагменты памятника.
Заказчик этих объектов — холдинговая компания «Владивосток Девелопмент».
Автор проекта реконструкции углового здания в 1960-е годы — архитектор Оныщук.
Авторы проекта мансарды на здании-памятнике по Океанскому пр.,13а - ООО «Аргус - Арт», В. Прокуров, А. Каргополов.
Авторы проекта реконструкции углового здания по Океанскому пр.,13 - проектная группа «Владивосток - Девелопмент», Т. Дулова, О. Кузнецова, А. Павлов.
Генеральный подрядчик по угловому зданию – ООО «Форт Эко».
Подрядчик по мансарде - ЗАО «Касандра».
Для справки:
Здание-памятник находится в муниципальной собственности, мансарда выкуплена заказчиком в собственность компании;
законодательством Российской Федерации предусматривается сохранение пользователем и собственником первоначального облика фасадов и интерьеров объектов культурного наследия;
проведение любых работ на памятнике не допускается без историко-культурной экспертизы и специальных разрешений.
Анна Мялк,
архитектор, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, эксперт Росохранкультуры.
Фото автора, О.Кузнецовой, А. Каргополова, Д. Анча.
Другие статьи номера в рубрике Вселенная: