Вселенная
“Райские цветы” с русской земли
Маргарита Пархоменко
Душа в заветной лире
Многие слышали или читали о Наде Рушевой. Эта девочка в 70-е годы поразила всех светом и силой таланта. У неё, 10-летней, были персональные выставки, её рисунки публиковались в журналах и газетах, рецензировались крупными искусствоведами.
В 8 лет, отец Нади, сам художник, привёл её во Дворец пионеров. Там были поражены, какой удивительно фантастический мир у этой девочки: “Три мушкетера”, кавалеры, целующие ручки дамам, Гамлет. Взрослый мир с его переживаниями воспринимался девочкой наивно и свежо в уверенной пластике линий.
Как-то на занятиях учительница предложила нарисовать детям бабочку. Ребята дружно принялись вырисовывать контуры пятнистого махаона и затейливый узор на его крыльях. Надя же, как бы забыв о задании, унеслась на крыльях своего воображения. Её лист покрывался десятками сказочных мотыльков и стрекоз самых немыслимых форм. А потом фантазия уносит её на неведомую планету, где происходят необыкновенные приключения девочки-космонавта.
Говорят, у Нади наиболее удачно получалась передача ритма и пластики танца. Линия рисунка была певучей. Увлечение балетной темой у неё от мамы - балерины.
11 лет – пик вселенского признания этого вундеркинда. Её рисунки были отмечены призами в Италии, Франции, Индии, Америке, Японии. Но есть какой-то необъяснимый роковой предел у гениальных детей - 14-16 лет, как у взрослых гениев 37-38 лет. Их отзывают Высшие миры.
Святое Дитя
В Париже мне подарили драгоценную книгу “Райские цветы” с русской земли”, сборник назидательных повествований о жизни и деятельности благочестивых людей. Книга вышла в 1912 году в Сергиевом Посаде, в тамошней типографии. В этой книге меня особенно привлёк очерк-быль “Святое Дитя”, написанный Н. Вороновой.
“Перед моими духовными очами часто является одно ангельское личико. Это личико одной прелестной девочки, которая ещё недавно жила между нами на земле.
Маруся была единственной дочерью богатых и благочестивых родителей. Она умерла в 11 лет и всю свою недолгую жизнь постоянно хворала. В ней гнездился какой-то недуг, не поддававшийся никакому лечению и часто подолгу приковывавший её к постели. Постоянно страждущая, она была всегда весела, ясна и - удивительное дело - не выносила бездеятельности.
Доктора, лечившие её, говорили, что её страдания часто были невыносимы. Но из любви к родителям она редко высказывала нетерпение. “Поднимите меня, посадите в подушки, чтобы папа не подумал, что мне худо” - говорила она иногда, когда отец возвращался из должности к своей любимице. Если же в минуты сильнейших страданий ей случалось иногда высказывать раздражение относительно ухаживающих за ней лиц, она сейчас же с трогательной любовью просила у них прощенья.
Какая же сила была в этом ребёнке! Кто помогал выносить страдания? Что делало её такой кроткой и даже радостной? Помогала ей вера и пламенная любовь к Богу.
Она как бы уснула в то самое время, когда во всех церквях раздавалось пасхальное пение “Христос Воскресе!” Недолгой была её жизнь, но она оставила после себя светлый мир воспоминаний”.
Светлый мир воспоминаний
Впервые я увидела юную художницу из Артёма Аню Матюхину в галерее “Арт-Этаж”, где начала снимать фильм о ней из цикла “Достояние”. Эта выставка была в первый раз у всей семьи Матюхиных, где отец, мать, дочь - все художники. Для них праздник благостный до слёз. Помню, я сказала оператору: “Не снимай её больные ручки, посмотри, какие чудные глаза у этой девочки, их и снимай”. Анечку лечили у нас в уникальной лечебнице “Манус” на Санаторной.
А раньше что только ни делали родители для спасения здоровья и жизни дочери. Её возили в клиники Москвы, Ленинграда, Пятигорска, в лечебный центр в Хабаровск. Однако болезнь, отступая на время, прогрессировала. Татьяна Чернышёва, руководитель “Мануса”, мне рассказывала, что когда впервые увидела девочку, она ничего не поняла. Идёт маленькая женщина и несёт на руках большого ребёнка. Девочку - ей было 11 лет - мама посадила на стул, а она сидеть-то не может. Опущены ручки, ножки, а лицо старушки.
Начали в центре смотреть эту девочку и решили, что можно помочь, но это будет упорный, кропотливый труд не только лечащего врача, но и самой девочки. Её разбудить надо было в её желании жить в этом мире, быть полезной, что-то совершить. Когда я увидела рисунки Анечки Матюхиной, я заразилась её радостью, яркой палитрой свечения её внутреннего мира. Подлинный шедевр 12-летнего дарования - “Свадьба в розовой комнате” - мечта о любви, о Маленьком принце, о полёте. Что-то сродни Марку Шагалу, но своё, оригинальное.
К этому восприятию девочка пришла не сразу. Сначала были больные рисунки, в них дисгармония страдающего существа, но применялись особые нетрадиционные методы лечения, и девочка на глазах стала расцветать. У неё потеплели и ожили ручки и ножки, но главное, в её картинах появились люди с удивлёнными глазами. Живые ниточки в руках затрепетали аккордно в её душе. У Анечки появилась улыбка на лице, и она стала рисовать так, что мама с папой начали радостно говорить: “Господи, наконец-то у неё проснулось наше, наш талант, талант художника”. Многие тогда помогали. Помню, руководитель компании “АРС-Я” Виталий Яцкович сказал потрясающие слова: “Когда я увидел эту девочку – художницу, то сказал себе: если не я, то кто же?”
Продолжили лечение в Америке, в остеопатическом центре Виолы Фрайман (Сан-Диего). Но роковая черта приближалась, и девочка, пробуждённая Творцом к созданию прекрасных картин, покинула эту землю. Мама Татьяна Матюхина сказала: “Она нам дана была в этой жизни, чтобы мы по-другому взглянули на мир”. У отца и матери появились другие изумительные картины, настоящие шедевры.
Воспоминания о ней очищают, гармонизируют нас, взрослых, и напоминают: очнитесь от спячки, прекратите распри, раздоры, живите полноценной талантливой жизнью. Ведь мир так прекрасен...
И вновь чарующая своим обаянием и чистотой творческая душа Ани Матюхиной напомнила о себе в январские дни 2007 года в галерее “Арка”, где нам устроили праздник три художника Матюхины: отец, мать, дочь. Аня светом живописного таланта приглашает в свою семью, где чисто и радостно, на столах букеты весенних цветов, фрукты, пасхальные куличи, на стенах разноцветье картин, а в застолье люди в красивых, украшенных цветами нарядах. А через широко распахнутое окно вы выходите в тёплый дождик, в синеву моря и фантастику прекрасного города на Тихом океане.
Несколькими годами раньше в Санкт-Петербурге состоялась персональная выставка Ани Матюхиной в Государственной художественно-промышленной Академии. Искусствоведы оставили нам драгоценные свидетельства: “Аня была щедро одарена Богом, и это был Дар Доброты и Веры” (Власова Г.А.).
Прожив мало, но предельно интенсивно, гениальные дети живут вечно, как Земля, Океан, Космос.
Маргарита Пархоменко. (Владивосток-Париж)
Другие статьи номера в рубрике Вселенная: