Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 28 (696) от 19 июля 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Посиделки

Мы уезжаем, к нам приезжают...

Ю. Филатов

В последнее время в местных СМИ всё чаще звучит тема о необходимости срочного переселения в Приморье нескольких десятков тысяч рабочих рук. Теоретически это изложено в “Концепции освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока”.

Авторы концепции создали проект “Берег России”, для которого намереваются добиться статуса “президентского”.

Потому я хотел бы рассказать читателям, сколько раз и как проводилось заселение Приморья за 148 лет его пребывания в составе России.

26 мая 1861 г. вступили в силу “Правила для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях Восточной Сибири”. В соответствии с ними Амурская и Приморская области были объявлены правительством открытыми для заселения “крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счёт”.

Группами, а иногда и целыми деревнями, пешком два, а то и три года добирались выходцы из Вятской, Воронежской, Пермской, Тамбовской, Астраханской губерний до Амура. Тогда появились в южном Приморье селения: в 1865 г. Шкотово, в 1866 г. Камень-Рыболов и Астраханка, в 1868 г. Синельниково, в 1870 г. Михайловка, в 1876 г. Константиновка и Полтавка. Розгром объединённых банд хунхузов и китайцев-золотодобытчиков в так называемых “манзовских” войнах (1867, 1868 г.г.) вселил уверенность в безопасности, увеличил число желающих перебраться на новые земли даже за свой счёт.

И уже в 1870 г. жительница села Никольского (Уссурийск), основанного в 1866 г. переселенцами из Астраханской губернии, на сочувственное замечание проезжего чиновника: - “Что делать, ведь это не Россия”, дала оптимистичный ответ: “Нет, батюшка, это ничего. Мы ещё маленько поживём, так и сами здесь Россию сделаем”.

Так постепенно заселили южное Приморье и береговую территорию переселенцы первой волны.

С установлением в 1882 г. регулярных рейсов пароходами Добровольного флота Одесса - Владивосток основная масса переселенцев стала прибывать в Приморье морским путём. На дорогу уходило уже от 40 до 50 дней.

Каждый переселенец получал бесплатно в вечное и постоянное пользование 40 десятин (43,6 га) земли, пожизненное освобождение от подушной подати, а от других на 20 лет. Кроме того, каждой семье выдавалась ссуда сроком на 28 лет, причем её погашение можно было начинать через пять лет, так как на эти годы процентов не начисляли.

К этому времени относится появление поселений: в 1883 г. – Григорьевка, в 1885 г. – Кремово и Ляличи, в 1889 г. – Славянка, в 1891 г. – Хороль и Сиваковка , в 1895 г. – Новокачалинск и многие другие.

Начало третьему этапу положило завершение в 1901 г. строительства Великого Сибирского рельсового пути (Транссиба), связавшего Москву с Владивостоком.

Теперь на дорогу переселенцы тратили всего 18 суток.

Тогда появились в южном Приморье: в 1901 г. – Зеленовка и Нахимовка, в 1902 г. – Дубовка, Никитовка и Кронштад-ка; в 1903 г. – Пластун и Кокшаровка.

П.А. Столыпин продолжал дело, начатое С.Ю. Витте: Аграрную реформу и связанный с нею земельный передел и переселение крестьян на Дальний Восток.

Вот обычная история поселения того времени - села Чугуевка.

В верхнем течении реки Улахэ (теперь Уссури) находилось китайское поселение. Прибывшие туда в 1903 г. русские переселенцы-старообрядцы заняли уже распаханные земли, ранее принадлежавшие китайцам. В 1906 г. Переселенческая организация на Чугуевском участке отвела надел переселенцам, принадлежащим к официальной православной церкви. После этого все первопоселенцы (22 семьи) из опасения, что “дети их, учась в школе вместе с детьми новопоселенцев, обмирщатся и научатся курить”, перешли на новое место.

Поля засевали рожью, пшеницей, просом, гречихой и коноплёй, которая ежегодно “родится” пьяной (с повыш.. содерж. наркотика). Многие поселенцы сдавали землю корейцам под посевы мака, хотя ещё в 1910 г. Общество приняло постановление: не сдавать землю корейцам под посевы мака.

Всего с 1861 г. по 1917 г. в край переселились 268 820 крестьян и казаков, которыми было основано 503 села и 16 посёлков.

Новое время, новые песни

Приморье воссоединилось с РСФСР в 1922 г., но примерно 5 лет ушло на согласование политустройства посткапиталистической губернии с социалистической федерацией. После этого новая власть принялась за сельское хозяйство.

С 1928 г. началось освоение переселенцами пустующих земель Ханкайской равнины. Они должны были стать опорой партии и власти при проведении коллективизации, Далькрайкома и окружкома. Частью это были прибывшие из центральных губерний, частью – оставшиеся в крае демобилизованные 5-ой армии. Бытовые проблемы последних местные власти решили просто. Созданный демобилизованными мужской колхоз “Красный артиллерист Тихоокеанской дивизии” объединили с колхозами “Труд и знание” и “Новый быт” в трудовую коммуну, состоящую через год (по переписи окркомзема) из 700 семей.

Следующий этап заселения Приморья имел некоторую особенность. В 1932 г. в СССР были введены паспорта, но только для горожан. Сельским жителям паспорт выдавался только с разрешения сельсовета. Но демобилизованные после прохождения военной службы имели право получить паспорт по месту демобилизации. Как и тогда полагалось, в начале годичный, а затем на 5 лет. И в Приморье начало накапливаться значительное количество молодых мужчин.

В феврале 1932 г. к девушкам Советского Союза с призывом приехать на Дальний Восток, вложить свои силы и энергию в его развитие обратилась жена майора ОКДВА Валентина Хетагурова, прибывшая на Дальний Восток в 1932 г. по комсомольской путёвке. “Бросим клич - на Восток.”

В ответ на призыв в августе 1937 г. в край прибыло 5000 девушек, получивших название - хетагуровки. Они были распределены по гарнизонным посёлкам и береговым рыбкомбинаам. А потом большинство их оказались в городах.

В отдельную категорию можно выделить переселенцев из Кореи. Вероятность их появления в южном Приморье администрация Восточной Сибири предвидела, и потому уже в 1861 г. губернатору Приморской области было предложено руководствоваться “Временными правилами пребывания выходцев из Китая и Кореи в Приамурье и Зауссурийском крае”. Ими, в частности, предписывалось, что “ввиду особой важности оказывать таковым переселенцам, срочно желающим поселиться в наших пределах, покровительство и пособие продуктами на первое время”.

И если в 1864 г. в Приморье проживало 14 корейских семей, то к 1869 г. на территории Южно-Уссурийской округи появились 3 корейские деревни: Тизинхэ, Янчихэ и Седими.

В 1896 г. первая большая группа корейцев была официально принята в российское подданство.

По данным Всероссийской переписи 1897 г. на территории Приморья насчитывалось 24 306 корейцев, что составляло 11 % всего населения.

Дарькин С.М., губернатор Приморского края:

"Нужно принять за аксиому, что одним из сдерживающих факторов в развитии Приморского края является нехватка рабочей силы. Для этого надо решить ряд вопросов - от упрощённой выдачи гражданства и обеспечения жильём до создания преференций для жителей Дальнего Востока. Гражданам, которые прибудут в наш край, будет оказана финансовая, юридическая и иная помощь, чтобы создать комфортные условия для жизни. Также будет решаться вопрос занятости."

Начнём с вопроса занятости. Во -первых, чем переселенцы будут заниматься в крае, где не могут решить проблему своего трудоустройства 20 % горожан и 80 % сельского населения?

Почему Вы, г. губернатор, не хотите сейчас, немедленно решить "вопрос занятости" для них, уже живущих в крае? Кстати, неплохо, если Вы решите и их вопрос обеспечения жильём.

Мнение представителей местного бизнеса:

"Нам бы не бедноту здесь увеличивать, региону нужны люди с капиталом. А он потянется сюда только тогда, когда здесь можно будет делать деньги."

То есть краю нужны инициативные предприниматели, имеющие чёткий план экономической деятельности. И этого добра у нас достаточно. Только их планы не всегда совпадают с планами столичных и местных властей, поскольку их система налогообложения и содействия развитию предпринимательства больше похожа на грабёж. В этой, экономической, области конкурентная борьба идёт по законам далеко не писанным, и неудобных пришлых в ней просто отстреливают. Иногда и своих.

И не обязательно приглашать предпринимателей откуда-то, и выпрашивать у правительства разного рода льготы для развития их бизнеса у нас. Лучше создать нормальные условия для местных предпринимателей, которые вынуждены спасать свой бизнес переездом в Хабаровск.

Ни у краевых властей, ни у городских нет чёткого ответа - что такое наш край. Пока он только объект разграбления, но очень скоро его возможности будут исчерпаны.

Вся трагедия Приморья в том, что никто ни в столице, ни в крае не хочет понять, что людей необходимо не переселять в Приморье, а из Приморья выселять. Нужно немедленно прекратить уничтожение природы этого видообразующего центра; одного из пяти центров планеты Земля.

Штат Калифорния (это в США) для своего процветания не стал вырубать секвойи на склонах Сьерра-Невады и дрова из них продавать Мексике, а создал Силиконовую долину, Голливуд и аэрокосмические предприятия Локхида и Боинга.

И пора прекратить болтовню о китайской экспансии и незаконной эмиграции на нашу территорию. Назначьте за каждого выявленного незаконно проживающего в Приморье премию, и подпольные предприятия исчезнут сами собой.

Но сведите население края к минимуму. Ведь большая часть 2 миллионного его населения, умеющего только воровать (притом у самих себя), ему не нужна.

Давайте создадим край, способный прокормить сам себя и что-то дать России.

Может, потому и стал край чем-то временно ненужным. Может быть, потому и уехали из него не самые худшие.

А всем жаждущим к нам переселиться советую помнить одну истину: "Ты всегда придёшь туда, откуда недавно ушли другие".

Ю. Филатов.

На фото: “Первые переселенцы” Гладков Вова, 1 класс. www.bilu.org.ua


Другие статьи номера в рубрике Посиделки:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100