Посиделки
Гражданственность
В.В. Совастеев
Свой 70-летний юбилей известный приморский поэт и публицист Александр Егоров ознаменовал выходом двух небольших по объёму, но ёмких по содержанию книг. Одна из них прозаическая под названием «По стерне», другая – сборник стихов «Родова».
Центральная тема книги очерков «По стерне» - репрессии против трудового народа, раскрестьянивание деревни.
Нужно заметить, что автор этой небольшой книги обнаруживает такое глубокое знание истории советской деревни, которое сделало бы честь любому профессионалу, специализирующемуся по аграрной истории России. Весь этот огромный исторический (и даже статистический) материал Егоров пропускает сквозь сердце и душу крестьянского сына, к каковым он сам себя относит.
Писатель отличается от учёного тем, что интуитивно чувствует многие явления, которые рациональная наука изучает гораздо позже, уже постфактум. В своей книге А.Егоров показывает, что процесс раскрестьянивания продолжается и в новой, постсоветской России. Дезорганизованная деревня отрезана от рынка сбыта, опутана криминальными путами оптовых перекупщиков, выжимающих при помощи ценовых ножниц последние соки из нищей деревни. Производить продукцию селянину стало совершенно невыгодно. Со своей стороны замечу, нехватку отечественного сырья на городском рынке производители восполняют фальсифицированным (далёким от всяких стандартов) производством готовой продукции. Вместо колбас на прилавках – сплошной эрзац! Такое же положение с сырами, маслом, и многими другими изделиями! Вместо развития фермерства у нас стали возрождать совхозную (читай – государственно-крепостническую) форму собственности, которая ведёт в очередной тупик. Пошли разговоры о китайской угрозе. Какая тут китайская угроза, если мы сами хуже китайцев в том, как распоряжаемся землёй-кормилицей! Хотелось бы напомнить, что нынешнее возрождение Китая началось со стихийного развала коммун и возврата, по существу, к частной собственности на селе. И это при огромном дефиците земли в КНР. Там правительство оказалось гораздо мудрее и не стало препятствовать стихийному процессу ликвидации крепостнической системы на селе.
Гражданственность – вот то общее, что объединяет вышедшие книги. В сборнике стихов «Родова» А.Егоров тоже много пишет о деревне, о раскрестьянивании, о тяжёлой доле сельского труженика, о своей родне (как говорят в Сибири – родове). Нужно отметить, что А.Егоров постоянно совершенствует технику письма. Вот послушайте, как звучит фрагмент сонета:
В набухшей тишине под слеповатых окон,
В зелёной чешуе полуистлевших плит
Осиная артель свила чудесный кокон,
Какой бывает лишь совсем у редких птиц.
Зависнув на ажурно сотканной консоли,
Ансамблем лёгких лонжей, ригелей, пилястр,
Воздушных витражей, пилонов, антресолей
Парит самой земли нерукотворный пласт.
Какая сила образности! Какие изысканные метафоры!
Возвращаясь к книге «По стерне», хочу присоединиться к словам рецензента книги – профессора Д.Л. Бродянского – «Читатель этого очерка получит хорошую прививку от амнезии. Читайте, читайте, чтобы прошлое не повторилось».
Долгих Вам творческих лет, Александр Афанасьевич!
В.В. Совастеев, доктор исторических наук, профессор ДВГУ.
Другие статьи номера в рубрике Посиделки: