Посиделки
Манная каша сладкой жизни
Ирина Медведева
Одно из самых распространенных заблуждений выглядит так: если что-то плохо, надо сделать наоборот - и будет хорошо. Так уж человек устроен, что для него естественней всего оперировать антитезами, противопоставляя: добро - зло, белое-черное, свет - тьма, правда-ложь. И это, конечно, так и есть. Свет противостоит тьме, а правда-лжи.
Но, пользуясь энергией противопоставления, легко совершить подмену. Делается это просто. Сначала что-то объявляется злом. Потом это убедительно доказывается с опорой на примеры, авторитет, собственный опыт. В последнее время такое встречается, увы, слишком часто. Вот, например, режим, при котором мы жили последние 70 лет, был обозначен как “большевистская диктатура” и, естественно, назван злом. Для того, чтобы убедить в этом целую страну, из бесчисленного множества признаков отбирались только признаки зла: эти признаки компоновались, обильно иллюстрировались, наконец, негативный образ был сформирован: большевистская диктатура - зло. И тогда на место добра поставили рынок. Т.е. большевистская диктатура - зло, а добро - это рынок.
По этой схеме были скоропалительно пересмотрены и многие другие аспекты нашей жизни, в том числе и педагогические. Не остался в стороне и такой важный вопрос, как: “нужно ли детям знать о жизни правду?”. Антитезная пара выглядит следующим образом: при большевиках детей кормили “манной кашей сладкой лжи”, и это было зло, потому что подрастающему поколению не говорили реальной жизни.
Следовательно, любая ложь неприемлема! Ребенок должен знать правду! Но тогда детям нельзя читать сказки. Но ведь сказка - это то, что формирует у детей сознание моделей окружающего мира, образы папы и мамы, друга и врага, добра и зла, всего того - на что он будет ориентироваться всю жизнь.
Один из чиновников Министерства культуры заявил: “Маловато потрясений, жестче надо писать. Достоверней и жестче!” Потрясения появились - достаточно посмотреть киноафиши: “Киборг-убийца”, “Маньяк-убийца”, “В постели с убийцей”. Это для подростков.
Малышей, не волнуйтесь, тоже не оставили без внимания. Они не остались без правды жизни. Ни тебе застойного Чебурашки с Крокодилом Геной, ни предзастойных экранизаций Бажова и Мамина-Сибиряка! Разве что иногда на телеэкранах.
Детей, правда, не лишили зрелищ!
Вместо Чебурашки появились Черепашки! Тоже приключения, даже сказочные. Но главная черта Чебурашки - наивность, обезоруживающее обаяние ребенка. Черепашек при этом всем наивным не назовешь, это, в сущности, “крутые парни”, и чуть что - не задумываясь молотят всех противников направо и налево, кровь льется рекой, трупы валяются штабелями. Правда, к Карабасу-Барабасу тоже были применены физические методы воздействия, но ему всего-навсего отрезали приклеившуюся к дереву бороду и оставили беднягу сидеть под проливным дождем.
В “Империи зла”, как принято сейчас называть Советский Союз, искусство для детей было щадящим, охраняющим хрупкую психику от непосильных впечатлений. Соблюдался некоторый возрастной ценз.
Когда зло в искусстве, предназначенном для детей, тотально, когда оно в большинстве, ребенок испытывает соблазн примкнуть к нему.
Обилие страшного опасно еще и тем, что притупляется чувствительность. Выходит то, что ребенок получал раньше в адаптированном традицией искусстве, причем небольшими порциями, теперь закачивается в него без всякой поправки на чувствительность, причем лошадиными дозами! И вместо полезной для психики прививки (а в малых дозах “страшилки” полезны, недаром существует детский фольклор) происходит отравление “неперевариваемым злом” со всеми вытекающими последствиями.
Ирина Медведева
Другие статьи номера в рубрике Посиделки: